Большинство стартапов, какими бы перспективными они ни казались, погибают в младенчестве.
Например, согласно исследованию Университета Теннеси, проведенному в 2011 году, до трехлетнего возраста доживают лишь около 60% проектов.
Авторы «выстреливших» стартапов, которым удалось не только удержаться на плаву, но и стать лидерами в своей области, держат рецепты успеха в секрете.
Но есть кое-что, объединяющее их всех – простая идея, на поверку оказавшаяся гениальной.
Журналисты издания Business Insider вспомнили самые успешные задумки, переросшие в компании с мировым именем и сделавшие своих авторов богачами.
Камера GoPro, Ник Вудман
Предприниматель из Калифорнии Ник Вудман с самого детства увлекался спортом, в том числе – серфингом. В конце 90-х американец загорелся идеей создать идеальные ремни-крепления для серферов, которые бы позволяли удерживать камеру без рук. После серии тестов Ник пришел к выводу, что одних лишь ремней будет недостаточно для полноценной съемки в «мокрых» условиях, и нужен еще специальный водонепроницаемый чехол, а лучше – особая камера.
В 2001 году Вудман заказал несколько пробных версий гаджета, который назвал GoPro, у китайского производителя (на разработку и выпуск собственной модели нужно было много денег). Корпус для камеры Ник сконструировал сам. Следующие несколько лет были потрачены на рекламу: парень рассказывал о новой камере друзьям и знакомым, предлагал ее магазинам для серферов…
В 2004 году Вудман получил первый заказ на 100 GoPro из Японии. Следующие 12 месяцев продажи стремительно росли. Крупные инвестиции в свой проект Вудман привлек лишь в 2011 году – 88 миллионов долларов. В 2012 долю в GoPro купила компания Foxconn из Тайваня. А сам проект Ника Вудмана был оценен в 2,25 миллиарда долларов. За один лишь прошлый год прибыль проекта составила 60,6 миллионов.
Dell Computer Corporation, Майкл Делл
Главным увлечением студента из Техаса Майкла Делла были компьютеры. На дворе стоял 1984-й и 19-летний парень решил заработать немного денег с помощью нехитрой идеи – продажи сборных компьютеров по низкой цене друзьям и знакомым. Имея в кармане 1000 долларов, юный бизнесмен создал гаражную компанию Dell Computer. Схема работы была очень простой: Майкл покупал комплектующие, собирал компьютеры и продавал их, минуя посредников, по цене, значительно отличавшейся от магазинной. За первые же месяцы удалось заработать почти 200 тысяч долларов. Такого результата молодой предприниматель не ожидал.
В 1985 Dell Computer представила модель ПК собственного производства, а в 1989 году – первый ноутбук. В 1999 компания Майкла Делла стала лидером по продаже компьютеров в Штатах. Сегодня стоимость Dell оценивается в 18 миллиардов долларов.
Поисковик Yahoo!, Джерри Янг и Дэвид Файло
Зимой 1994 года аспиранты Стэндфордского университета Джерри Янг и Дэвид Файло решили создать своеобразный каталог для сайтов в интернете. Проект получил название «Путеводитель Джерри по Всемирной Паутине».
Через год сайт получил новое имя – Yahoo. Но так как это слово уже являлось торговой маркой компании, производившей соусы для мяса, молодым людям пришлось его немного изменить – добавить в конце восклицательный знак. В итоге получилось «Yahoo!». Сегодня стоимость компании – крупнейшего поисковика – оценивается в 38 миллиардов долларов. Состояние Дэвида Файло – 3 миллиарда. Его напарника – 2.
Мессенджер WhatsApp, Ян Кум, Брайан Эктон
Проработав несколько лет в Yahoo, уроженец Украины Ян Кум вместе со своим приятелем Брайаном Эктоном загорелись идеей создать приложение, которое могло бы синхронизироваться с телефонным номером, пересылать текстовые сообщения, изображения и видеоконтент. Зимой 2009 года Кум учредил в Калифорнии компанию WhatsApp и написал с помощью разработчика Игоря Соломенникова приложение с одноименным названием. Уже через два года WhatsApp стало пользоваться бешеной популярностью у пользователей американского App Store.
В 2014 году проект купила компания Facebook за 19 миллиардов долларов. На сегодняшний день аудитория приложения превышает 800 миллионов пользователей. Состояние Яна Кума оценивается в 6,8 миллиарда.
Alibaba, Джек Ма
Получив педагогическое образование, но так и не отыскав себя в профессии, Джек Ма из Китая поставил перед цель создать собственный проект в сфере онлайн-торговли, который представлял бы собой площадку для продажи разных товаров.
В 1999 году молодой предприниматель отправился в США искать инвесторов для своей компании под названием Alibaba. «Это имя знает весь мир», – так объяснил позднее свой выбор Ма. Однако поездка в Штаты успехом не увенчалась. Денег удалось собрать немного – всего 60 тысяч долларов. Поэтому первый офис Джеку и его 17 единомышленникам пришлось организовать в собственной квартире. Но неудачи сопровождали проект недолго.
В том же 1999 сайт Alibaba.com сильно повезло - его заметили крупный банк Goldman Sachs и еще несколько инвесторов. В итоге проект получил на развитие 25 миллионов долларов. Первую ощутимую прибыль компания стала приносить в 2002 году. На сегодняшний день стоимость компании оценивается в 200 миллиардов долларов. Собственный капитал Джека – 24 миллиарда.
Интернет-компания Amazon, Джефф Безос
Похожая история и у одного из самых популярных на сегодняшний день интернет-магазинов Amazon.com. Его создатель – выпускник Принстонского университета Джефф Безо, по его же признанию, написал бизнес-план для своего будущего детища «на коленке» во время поездки в общественном транспорте. Идея заключалась в создании сайта для покупки и продажи вещей через интернет. Правда, в отличие от того же Alibaba молодому предпринимателю на первом же этапе удалось вложить в проект не 60, а 300 тысяч долларов. Да и инвесторов Джеффу искать не пришлось. Деньги он получил от отчима, который поверил в будущий успех интернет-магазина. Сайт магазина, заточенного под продажу товаров массового спроса и услуг, был запущен в 1994 году, а уже к 1997 компания вышла на IPO.
Изначально Amazon специализировался на аудиодисках и книгах. На сегодняшний день в каталоге магазина числятся тысячи товаров: от одежды до мебели. Стоимость компании оценивается в 200 миллиардов долларов. Состояние Безоса – 38 миллиардов.
Bloomberg, Майкл Блумберг
В 1981 году, оставшись без работы, потомок иммигрантов из Белоруссии Майкл Блумберг задумался о создании компании, которая бы собирала, анализировала и распространяла с помощью терминалов экономическую информацию, ценную для участников финансового рынка. До того, как его посетила эта идея, Майкл был партнером в американской организации Salomon Brothers. В результате увольнения по условиям партнерского соглашения он получил 10 миллионов долларов. Эту сумма и была потрачена на создание компании Innovative Market Systems, получившей впоследствии название Bloomberg.
Первым крупным клиентом агентства стал инвестиционный банк Merrill Lynch. Он установил 22 терминала и вложил в развитие Innovative Market Systems 30 миллионов. На сегодняшний день Bloomberg является крупнейшим поставщиком финансовой информации. Чистая стоимость компании оценивается в 37 миллиардов.
Соцсеть Facebook, Марк Цукерберг
В 2004 году у студента Гарвардского университета Марка Цукерберга и нескольких его приятелей возникла идея открытия сайта-сообщества для общения студентов, позволяющего создавать свою персональную страницу с фото и информацией о себе.
Проект получил название Thefacebook и изначально пользоваться им могли только студенты Гарварда. Однако позднее регистрация стала доступна и для учащихся других заведений. А с 2006 года сайтом мог пользоваться любой. К тому же соцсеть получила новое имя – Facebook. Всего за несколько лет детище Цукерберга и сотоварищей превратилось в один из самых посещаемых порталов в мире. 13 марта 2010 года число суточных посетителей сайта социальной сети превысило показатели Google. За 10 лет Facebook превратился из студенческого стартапа в компанию стоимостью 250 миллиардов долларов. Состояние основателя соцсети оценивается в 35 миллиардов.
Google, Ларри Пейдж и Сергей Брин
Еще более успешным стал учебный проект студентов Стэнфордского университета Ларри Пейджа и Сергея Брина. В 1995 году друзья загорелись идеей создать собственную поисковую систему в интернете. Даже придумали для нее название – BackRub. Однако позднее она была использована в качестве основы для нового проекта – поисковика, получившего имя Google. Для него студенты разработали специальную технологию индексации интернет-сайтов, отличавшуюся от других, и запатентовали ее.
Из-за нехватки денег первый логотип поисковика пришлось разрабатывать самому Брину в простейшем редакторе Gimp. Кстати, о том, как менялись логотипы известных компаний, в том числе и Google, на протяжении всей их жизни, можно почитать здесь. Через несколько лет Брин и Пейдж попытались продать поисковик, но покупателей так и не нашли. Например, президент компании Excite Джордж Белл пытался заверить студентов, что на поисковике денег заработать невозможно и посоветовал им направить усилия на создание бесплатного почтового сайта. Но Белл ошибся. Его проект обанкротился, а дела Google, напротив, пошли вверх.
На сегодняшний день детище Брина и Пейджа является самой популярной поисковой системой в мире, стоимость которой оценивается почти в 370 миллиардов долларов. Состояние ее основателей – по 30 миллиардов.
Несмотря на то, что основным продуктом Google остается поисковая система, компания занимается и множеством других проектов. В том числе – исследовательскими. Одно из самых загадочных подразделений корпорации называется Google X. Оно специализируется на революционных разработках, которые, по мнению их создателей, должны изменить мир. О том, какие невероятные вещи производят в стенах полусекретного подразделения компании, можно почитать в нашем недавнем обзоре – «Они изменят нашу жизнь. Удивительные разработки лаборатории Google»
источник