?

Log in

No account? Create an account

Ханука — во времена оны и в наши дни - Дока. Инженер ваших душ. — ЖЖ

дек. 12, 2015

10:10 pm - Ханука — во времена оны и в наши дни

Previous Entry Поделиться Next Entry





Что представляла собой Ханука ещё совсем недавно?
Короткое богослужение в синагоге с добавлением к ежедневной молитве Халлеля и праздничной вставки "За чудеса…", зажигание маленьких и тонких свечей.
Дома — латкес и карты для взрослых, ханукальный волчок для детей.

А что такое Ханука сегодня?
Праздник Хашмонеев, праздник освобождения, великий национальный праздник, который евреи во всём мире отмечают балами и торжественными заседаниями, песнями и гимнами, процессиями и парадами.
В старый праздник как бы вдохнули новую душу, и свежие ветры повеяли среди нас.
Но одно ясно: если бы погасли эти маленькие и скромные свечи, если бы наши старики не хранили ханукальные обычаи в синагоге и дома, если бы мы позабыли про латкес, карты и волчки, то и праздник Хашмонеев не смог бы прийти к нам. Нам нечего было бы менять, нечего обновлять.
Новый дух нашего времени не нашёл бы того тела, в которое он мог бы вселиться.

С самим событием Хануки произошло то же, что и с праздником.
Что знали наши старики о том событии, в память о котором был установлен праздник Ханука? Уже Талмуд вынужден начать свой рассказ об этом событии с вопроса: "Что такое Ханука?"
До такой степени мало знали в народе о великой победе Хашмонеев.
Религиозные евреи знали о чуде со склянкой масла, слышали о победе слабых над сильными, чистых над нечистыми, и смешивал эти смутные слухи, связанные с "Мататитьяху, сыном Йоханана, первосвященником" и "злодейском царстве греческом" с легендами о Йехудит и Олоферне и т.п.
Даже имя Йехуды Маккавея не было известно тем, кто не читал Йосифона.
А весь период Хашмонеев и вовсе был покрыт густым туманом.
Какой-то "Йоханан, первосвященник, который стал цдуки" (садуккеем).
Какой-то "царь Яннай", который перебил мудрецов Торы.
Какая-то Шломцион, царица, сестра Шимона бен Шетаха, царствие которой было благодатными годами для Израиля.
Какие-то "Гурканос и Аристобулос", которые воевали друг с другом за власть. Это, в общем, всё, что знали учёные люди об этом великом этапе еврейской истории.



Теперь перед нами развёртывается панорама грандиозных событий, уникальных в мировой истории, поразительного нравственным героизма, проявленного в ту пору, невероятной победы маленького и слабого народа над куда более сильным противником.
Сегодня мы знаем, что если бы не династия Хашмонеев, не было бы на свете еврейского народа.
Ибо во времена Маттитьяху этот маленький народ с севера теснили самаритяне, с юга — эдумеи и наббатеи, с востока — аммонитяне, с запада, со стороны моря — греки. Пояс греческих городов окружал Иерусалим.
В двух часах от Иерусалима заканчивалось еврейское присутствие в стране Израиля.
Гезер был греческим городом, так же и Яффо, Газа, Акко. Шомрон был вотчиной самаритян, Галилея была "гойской Галилеей". Все портовые города и остальные торговые центры были в руках греков, политическая власть была в руках египтян или эллинизированных сирийцев.
Чужие народы раздирали на части маленькую Иудею, в Заиорданье еврейские города жестоко притеснялись, в Галилее в те времена еврейское население было столь малочисленно, что Иехуда Маккавей смог собрать их всех вместе, с жёнами, детьми и имуществом, и увести в Иерусалим.
Не большинством, а меньшинством были тогда евреи в родной стране.

И всё это кардинально изменилось в результате побед Иехуды Маккавея и его брата Йонатана, в результате завоеваний Шимона, его сына Йоханана Гуркануса, Иехуды Аристобулоса и Александра Янная.
Шомрон, Эдом, Галилея, Заиорданье, прибрежные греческие города были завоёваны и тем самым возвращены их изначальным хозяевам. Торговля вместе с прибрежными её центрами перешла в руки евреев. Мудрая морская политика принесла богатство и изобилие в страну. Население увеличилось в результате улучшения экономического положения, а также в результате политики обращения в иудаизм других народов. Был существенно обновлён и "актуализирован" иврит, вновь ставший главным языком культуры и повседневной речи. На иврите написаны в ту пору книги Первая Маккавеев, Иехудит, Товия, Ханоха, Юбилеев, Завещания двенадцати патриархов, Притчи Шломо.

Правители и цари Израиля впервые начали чеканить монету с еврейскими надписями. Были построены грандиозные архитектурные сооружения, такие как Пещера Махпела (Усыпальница патриархов), Могила Захарии, обелиск (памятник) Авшалома. Имеются достаточные доказательства, что все или значительная часть этих зданий относятся к периоду Хашмонеев. В этот период были заложены первые основы Мишны — как в плане содержания, так и в плане языка. И вообще, иудаизм, который до того еле теплился и мог вот-вот раствориться среди окружающих языческих культур эллинизма, вступил в стадию расцвета. Число исповедующих его чрезвычайно умножилось, его духовная и политическая сила возросла, и из глухого уголка, которым была маленькая Иудея, распространилось на внешний мир влияние, которое вызвало существенные подвижки в странах Запада и Востока, так что он стал в конце концов, хотя и в превратной и необычной форме, мировой религией. Более того, он вырос и усилился в такой степени, что даже падение Храма и опустошение страны не смогли его похоронить, как это произошло с культурами и религиями других народов.

Все эти великие исторические события стали возможны в конечном счёте именно в результате столетнего правления Хашмонеев в Израиле.

Автор: Михаил Ривкин

источник