artur_s (artur_s) wrote,
artur_s
artur_s

Легендарный танцор Михаил Барышников привез в Израиль спектакль о Бродском







Уникальный спектакль "Бродский / Барышников" будет представлен в тель-авивском Центре "Сузан Далаль" с 19 по 24 января 2016 года.
Легендарный танцор Михаил Барышников родился в Риге и провел там первые 14 лет жизни – до переезда в хореографическое училище в Ленинграде. Рижское детство - одна из причин того, что премьера спектакля "Бродский / Барышников" прошла именно в Риге в октябре 2015 года. Вторая причина - в том, что идея поставить этот спектакль пришла в голову латышскому режиссеру Алвису Херманису из "Нового Рижского Театра", художественным руководителем которого он является. Бродский и Барышников были близкими друзьями более двух десятилетий, успех и бремя славы были знакомы им обоим. И оба они стали легендой. Легенда балета читает стихи легенды поэзии - сомневаться в успехе постановки, которая еще задолго до премьеры вызвала ажиотаж в театральной среде, не приходится.

"Я опасаюсь, чтобы моя дружба с Иосифом не стала бы площадным достоянием толпы, - говорит Михаил Барышников. - В нашем спектакле нет биографии поэта. Есть его поэтическая биография. Я довольно долго колебался, прежде чем дал согласие на этот спектакль, памятую о личном и публичном. Но только сейчас понимаю, что за спектакль мы сделали. Я пытаюсь в "Бродском / Барышников" раскрыть для себя сущность неких вещей. Зрители - они там, в темноте. А я бы мог с тем же удовольствием, с той же внутренней экзальтацией, с тем же волнением делать это даже в пустом зале".

"Бродский /Барышников" – моноспектакль Михаила Барышникова, где артист декламирует и интерпретирует поэзию Иосифа Бродского, приглашая зрителей в воображаемый мир интуитивного опыта игры в слова - в сложный, лирический и неотразимый мир поэта. Барышников говорит с Бродским на одном языке – родном для них обоих – воспроизводя и в движении и в словах универсальность духовного мира поэта, мира, наполненного высоким смыслом и чистыми, искренними эмоциями.

Премьера Спектакль "Бродский / Барышников" прошла в середине октября 2015 года в Риге, на этой неделе спектакль показывается в Израиле, а затем будет представлен в Италии и США.



Выдающийся танцор Михаил Барышников родился в Риге и провел там первые 14 лет жизни – до переезда в хореографическое училище в Ленинграде. Рижское детство - одна из причин того, что премьера спектакля "Бродский / Барышников" прошла именно в Риге. Вторая причина - в том, что идея поставить этот спектакль пришла в голову латвийскому режиссеру Алвису Херманису из Нового Рижского Театра, художественным руководителем которого он является. Бродский и Барышников были близкими друзьями более двух десятилетий, успех и бремя славы были знакомы им обоим. И оба они стали легендой. Легенда балета читает стихи легенды поэзии, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. Сомневаться в успехе постановки, которая еще задолго до премьеры вызвала ажиотаж в театральной среде, не приходится.

Михаил Барышников признан одним из трех лучших танцоров всех времен (вместе с Нижинским и Нуреевым). В юности, будучи звездой Кировского театра, он стал символом советской культуры. А потом – символом свободы, оставшись во время турне в 1974-м году в Канаде. Его поступок потряс и вызвал эйфорию в балетном мире. Барышников стал ведущей фигурой в мире современного танца, руководил American Ballet Theatre, играл в театре, снимался в кино. Впрочем, эти простые слова не отражают того магнетизма которое исходит от него на сцене – будь то сцена балетная или театральная, будь то его фотографии или кино с его участием. В 2005 году он основал в Нью-Йорке "Центр искусств Барышникова" - Baryshnikov Arts Center и занялся драматическим искусством.

Барышников - вероятно, самый известный уроженец Риги наших лет. Он вернулся туда в 1997 году. 15 октября 2015 года в Риге состоялась премьера спектакля "Бродский / Барышников" на основе 50 стихотворений великого поэта Йосифа Бродского. Стихи были отобраны Алвисом Херманисом, воплотивших их в театрализованном путешествии через все творческие периоды Бродского, от 1950-х годов до 1990-х годов! Известно, что Бродский эмигрировал в Соединенные Штаты в 1972 году, а уже в 1987 он получил Нобелевскую премию по литературе.

"Впервые я прочитал стихи Бродского, когда мне было 16 лет – вспоминает Михаил Барышников. У нас было довольно много общих друзей в Ленинграде, но встретились мы с ним в 1974 году, когда я приехал в США, мы быстро подружились и оставались друзьями до самой его смерти в 1996 году".

27 января – за день до смерти Бродский звонил Барышникову и поздравлял его с днем рождения. На следующий день - 28 января - он скончался. Это символ? Нет, это просто жизнь. И годы. Это старость и смерть. Время, пространство, концепция пустоты вселенной - и личной вселенной также - занимали Бродского. Кстати, сам Алвис Херманис назвал этот спектакль-диалог спиритическим сеансом. Сеансом, во время которого друг, бесконечно тоскующий по другу, ищет его, заклинает стихами, строками между жизнью и смертью, между потерей и невозможностью примириться с ней.

Не хочу уходить, не хочу умирать, я дурак, не хочу, не хочу погружаться в сознаньи во мрак

Только жить, только жить, подпирая твой холод плечом.

Ни себе, ни другим, ни любви, никому, ни при чем.

Только жить, только жить и на все наплевать, забывать.

Не хочу умирать. Не могу я себя убивать.

Барышников не танцует в этом спектакле в привычном понимании, но его любое движение на сцене – это уже танец, хореография. Как это уже было показано и доказано четыре года назад в спектакле "В Париж" по одноименному рассказу Ивана Бунина, поставленным Дмитрием Крымовым и также представленным в Израиле. В спектакле же "Бродский / Барышников", удивительный, привезенный из Ленинграда 1970-х, язык Михаила Барышникова, помноженный на близкую дружбу между танцором и поэтом, гипнотически завладевает залом на полтора часа.

За 41 год с момента отъезда Барышников не дал ни одного интервью журналисту из России (или СССР) и ни разу не посетил Россию: "Мне интересно и обидно за то, что там происходит… Мне обидно за людей. Потому что казалось, что вроде уже налаживается. И вдруг опять все провалилось. Кто знает, может, сейчас опять перекроют границы и начнется все сначала", - так сказал накануне рижской премьеры спектакля Барышников в интервью журналу Rīgas Laiks, добавив: "Бродский говорит, что поэзия - это количество слов, только в самом лучшем их сочетании. Что-то такое, я перефразирую его. И конечно, "движения в лучших их проявлениях" могут к этому приблизиться".

Я счастлив за тех,

которым с тобой,

может быть,

по пути.

источник
Tags: искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments