artur_s (artur_s) wrote,
artur_s
artur_s

Categories:

Кто он, Гийом дю Вентре?



Примерно в 1943-м году, когда война только начала поворачивать на запад, среди советских книголюбов стало очень популярно творчество французского поэта XVI века Гийома дю Вентре.
Сонеты у дю Вентре были самые разные: сатира и любовные послания, жанровые сценки и философские притчи.



Распространялись стихи исключительно самиздатом - их переписывали от руки, передавали друг другу устно, благо - они легко запоминались.
Лёгкие, ироничные, остроумные, весёлые или печальные, эти произведения обрели множество поклонников.
И это не удивительно - в тяжёлое военное время люди, измученные постоянным напряжением, искали хоть какую-то отдушину, а основными темами поэзии дю Вентре были любовь и честь, верность и дружба.

Удивляло другое – до этого времени ни дю Вентре, ни его творчество были никому не известны.
Специалисты поражались: как могло случиться, что мировое искусство четыреста лет не слышало о таком талантливом авторе?
Блестящую оценку труду переводчиков дали литературоведы мирового уровня - Михаил Лозинский и Михаил Морозов.

Известный поэт Владимир Луговской очень высоко оценил творчество дю Вентре, назвав его "жемчужиной французской литературы".
Между тем, о жизни «жемчужины» не имелось никаких сведений, кроме тех, которые содержались в стихах.
Из них можно было понять, что Гийом дю Вентре, блестящий поэт, красавец, весельчак и умница, любимец прекрасных дам и отчаянный дуэлянт, родился в Гаскони в 1553 году.

Он был современником короля Карла IX и герцога Гиза, другом Генриха Наваррского, слыл достойным соперником придворного поэта Агриппы д’Обинье.
Из стихов было известно, что в Варфоломеевскую ночь он встал на сторону гугенотов, его ждала Бастилия, однако влиятельные друзья сумели смягчить наказание - поэт был осужден на вечное изгнание.
Как он выглядел?
Единственная небольшая гравюра в «самиздатных» сборниках изображала лихого кавалера в пышном парике и нарядном камзоле.
В начале 50-х годов рукописные сборники сонетов дю Вентре попали за границу и произвели там настоящий фурор!
Французские литераторы были изумлены, что русские переводчики сумели открыть такую яркую страницу их собственной национальной культуры.

Кто-то попытался заподозрить подделку, но неверящим указали, что столь виртуозно подделать замысловатый стиль XVI века практически невозможно. Некий специалист по литературе французского Возрождения припомнил, что видел томик стихов дю Вентре у букиниста на Монмартре.

Вскоре во Франции сонеты были переведены на современный французский и вышли отдельной книгой под названием «Гийома злые песни».
Итак, уже почти никто не сомневался, что в мире стало одной сенсацией больше, когда… внезапно пришло известие, полностью подтвердившее правоту немногочисленных скептиков.

Никакого Гийома дю Вентре в природе не существовало, а все стихи под его именем писали... двое советских политзаключенных - Юрий Вейнерт и Яков Харон.



Георгий Вейнерт (дома его называли Юрой) (1914 - 1951) с детства поражал разносторонними талантами: прекрасно играл на фортепиано, изучал языки, сочинял стихи.



Ему было 15 лет, когда его родители (этнические немцы) были арестованы и сосланы.
Первый раз Юрий отправился в ссылку сразу после окончания девятилетки: в разговоре с друзьями сказал что- то крамольное.
В промежутках между отсидками окончил ФЗУ и один курс Ленинградского университета железнодорожного транспорта.
В 1937 году он был арестован, приговорён к 10 годам за контрреволюционную деятельность.
Отбывал срок в Абакане, Комсомольске-на-Амуре, затем в лагере-заводе "Свободный"(!).
Там он познакомился с Хароном.

Яков Харон (1914 -1972) имел несчастье появиться на свет в Германии: мать работала в советском торгпредстве машинисткой.



Детство и юность он провел в Берлине, блестяще окончил гимназию, поступил в консерваторию, где увлекся техникой звукозаписи.
В 1932 году он приехал в Москву, работал на "Мосфильме", озвучивал знаменитые фильмы тех лет «Поколение победителей» и «Мы из Кронштадта».
А в двадцать три года его арестовали, приговор - десять лет.
Однажды молодые люди как-то случайно заговорили о музыке, о Шекспире, Петрарке - и мгновенно подружились.
В 1943 году на лагерный завод поступил ответственный заказ - освоить производство минометов!
Благодаря Харону уже через сорок дней был пущен уникальный литейный цех. Расплавленный чугун наполнил первый ковш и... – "Вот так Вулкан ковал оружье богу", - вдруг продекламировал Вейнерт, перекрикивая грохот. - "Персей Пегаса снаряжал в дорогу", - мгновенно отреагировал Харон.
А через пару дней друзья придумали автора сонетов - бесшабашного гасконца Гийома дю Вентре, эпикурейца, скептика, атеиста.
Фамилия дю Вентре получилась от перестановки букв в фамилии самого Вейнерта.

А потом они начали сочинять свои сонеты, которые рождались в нечеловеческих лагерных условиях, в холоде, голоде и даже без бумаги - использовалась инженерная синька и калька.
Собственно, сонеты сочинял Юрий, его же ретушированная черно-белая фотография послужила основой для "гравюрного портрета".
Что касается Якова, он исполнял роль литературного редактора и руководителя "проекта".
Он же занимался распространением стихов, умудряясь через своих родственников передавать их на волю.
В конце 1947 года их освободили.
Жить в Москве, Ленинграде и еще одиннадцати городах не разрешалось.
Вейнерт устроился в Калинине на вагоностроительный завод, Харон - в Свердловске, на киностудию.
Через год - опять арест и бессрочная ссылка.
Харона отправили в местечко Абан, что в Зауралье, Вейнерта - на шахту, в четырехстах километрах от Абана.

Теперь новые сонеты Гийома дю Вентре рождались по переписке.
В 1951 году Георгий Николаевич Вейнерт погиб в ссылке, так и не увидев свободы. Яков Евгеньевич Харон в 1954 году вернулся в Москву и занялся сонетами гасконца - их накопилось ровно сто.

Отшлифовал, обработал, перепечатал, собрал в томик и... только потом пошёл получать бумаги по реабилитации.
Любимая работа на «Мосфильме» и со студентами во ВГИКе, своя программа на телевидении, медаль ВДНХ за изобретение новой четырехканальной системы звукозаписи, профессиональные занятия биологией, которой сильно увлекся.

Умер Харон в 1972 году от полученного в лагере туберкулёза.
Его книга "Три биографии Гийома дю Вентре" вышла в свет в 1989 году.
В 1992 году он был полностью реабилитирован.
Творчество Юрия Вейнерта и Якова Харона не имеет аналогов в истории. Литературные мистификации, как правило, являются привилегией богемы, создаются как шутки и розыгрыши. Но как можно смеяться над целым миром, надрываясь на работе в таёжном лагере, харкая кровью от туберкулёза, будучи оболганными и преданными своею собственной страной?

*** "Аз есмь Господь..." - Слыхал. Но сомневаюсь.
"Не сотвори кумира..." - А металл?
"Не поминай мя всуе..." - Грешен, каюсь: В тригоспода нередко загибал.
"Чти день субботний..." - Что за фарисейство! Мне для безделья всякий день хорош.
"Чти мать с отцом..." - Чту.
- "Не прелюбодействуй..." - От этих слов меня бросает в дрожь!
"Не убивай..." - И критиков прощать?!
"Не укради..." - А где же рифмы брать?
"Не помышляй свидетельствовать ложно...",
"Не пожелай жены, осла чужих..."
(О, Господи, как тесен этот стих!) Ну, а жену осла-соседа - можно?

*** Когда стоишь одной ногой в могиле,
Ты вправе знать: за что тебя любили?
Меня любила мать за послушанье,
За ловкость рук - учитель фехтованья,
Феб-Аполлон - за стихотворный пыл.
За томный взор меня любили прачки,
Марго - за вкус, а судьи - за подачки.
За злой язык народ меня любил.
Отец духовный - за грехов обилье,
Раскаянье и слезы крокодильи.
Агриппе нравилось, что я - чудак.
Три короля подряд меня, как братья,
Любили, что едва не сдох в объятьях.
Лишь ты меня любила "просто так".

*** Ты лаврами победными увенчан:
В глухую ночь, под колокольный звон
Ты убивал детей и слабых женщин,
Но я тобой, Король, не побежден!
Я не умру. Моим стихам мятежным
Чужд смерти страх и не нужны надежды
- Ты мне смешон, с тюрьмой и топором!
Что когти филина - орлиным крыльям?
Мои сонеты ты казнить бессилен.
Дрожи, тиран, перед моим пером!

*** Когда червям на праздничный обед
Добычей лакомой достанусь я
- О, как вздохнет обрадованный свет
- Мои враги, завистники, друзья!
В ход пустят пальцы, когти и клыки:
С кем спал, где крал, каким богам служил...
Испакостят их злые языки
Всё, чем поэт дышал, страдал и жил.
Лягнет любая сволочь. Всякий шут
На прах мой выльет ругани ушат.
Пожалуй, лишь ростовщики вздохнут:
Из мертвого ж не выжмешь ни гроша…
Я вам мешаю? Смерть моя - к добру?
Так я - назло! - возьму и не умру!

*** Взлетать все выше в солнечное небо
На золотых Икаровых крылах -
И, пораженному стрелою Феба,
Стремительно обрушиваться в прах.
Познать предел паденья и позора,
На дне чернейшей бездны изнывать,
- Но с гордой страстью крылья вновь ковать
И смерть встречать непримиримым взором.
Пред чем отступит мужество твоё,
О, Человек, - ничтожный и отважный,
Титан - и червь? Какой гоним ты жаждой,
Какая сила в мускулах поет?
- Всё это жизнь. Приняв ее однажды,
Я до конца сражаюсь за неё!

получено по почте

Зайдите в Гугль.
Например, сюда: http://www.33plus1.ru/Decor/Art/Russian/MIF/Gaium_du_Ventre.htm
Tags: это интересно !
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment