?

Log in

No account? Create an account

ДРЕВНИЙ СОВРЕМЕННЫЙ АШКЕЛОН. Город, который родился дважды - Дока. Инженер ваших душ. — ЖЖ

фев. 28, 2016

06:15 pm - ДРЕВНИЙ СОВРЕМЕННЫЙ АШКЕЛОН. Город, который родился дважды

Previous Entry Поделиться Next Entry




Лиса на гробнице шейха Авада,ИЛЬЯ КАЗАЧКОВ , 2016 год

Рамзес Второй, Александр Македонский, Ирод Великий, Салах-ад-дин и Ричард Львиное сердце — все они воевали в Ашкелоне, городе, расположенном на пересечении старинных торговых маршрутов. Современный Ашкелон, с достопримечательностями которого нас знакомит путешественник ИЛЬЯ КАЗАЧКОВ , существует с 27 февраля 1951 года и считается одним из самых красивых городов Израиля.
Все фото автора.

Поездка в Ашкелон, от которой я никаких сюрпризов не ожидал, выдалась уж какой-то совсем сюрреалистической. Лисы в самом центре города, уникальные запертые наглухо гробницы, саркофаги и золотые клады, совсем неожиданные встречи — и это только маленькая часть произошедшего со мной за каких-то полдня.

Ашкелон, один из самых древних городов в Эрец-Исраэль — место уникальное. На протяжении истории здесь побывали практически все возможные культуры — ханаанеи, филистимляне, финикийцы в персидскую эпоху, греки-эллинисты, римляне, византийцы, мусульмане, крестоносцы, в современную эпоху арабы, потом евреи-англосаксы, и... ничего из этого не ощущается в городе в наши дни.

Мы видим только останки древней стены в национальном парке, который, хоть и не богат на артефакты, явно заслуживает большего внимания, чем получает, попытки разрушить все археологические достопримечательности, которые в этом городе еще сохранились, и потуги на современность, о которых даже и сказать нечего. Но попробуем все-таки обо всем по порядку.



Первое поселение в Ашкелоне было основано еще 10 тысяч лет назад, но город как таковой возник в эпоху ханаанейцев (2200 — 1550 до н.э), и в те времена здесь был самый большой порт в регионе и один из самых больших городов в Эрец-Исраэль (15 тысяч жителей). Потом началась обычная история под общим названием «меняем хозяина». В 1150 году до н.э город захватили филистимляне, в 604 году до н.э — вавилоняне, которые разрушили Ашкелон. Однако в эллинистскую эпоху город вновь расцвел, вместе с портом. Дальше тут прошлись и король Хасмонеев Александр Яннай, и Ирод Великий, который укрепил Ашкелон. В римскую эпоху город достиг наибольшего расцвета — тут даже жил знаменитый философ Антиох (учитель Цицерона), а в византийскую эпоху даже удостоился чести попасть на Мадабскую карту.



В 640 году Ашкелон захватили арабы, которые правили здесь до середины XII века, и придавали городу особое значение из-за поверья, что тут где-то хранится голова Хусейна Бен-Али — внука пророка Мухаммада. В 1153 году король Иерусалима Балдуин III таки смог сломить сопротивление мусульман и после месячной осады взять город. В 1187 году Салах ад-Дин прогнал крестоносцев, а город спалил и порт закрыл, чтобы неповадно было. Но уже через пару лет, а точнее в 1192 году в Ашкелон пришел Ричард Львиное Сердце, и к городу вернулось дыхание жизни, однако ненадолго. Крестоносцы оставили город, опасаясь мусульманского нашествия, и вернулись в него только в 1241 году. Вновь его укрепили, но в 1270 году сюда пришел вечный Бейбарс король мамлюков и, как и все остальное, сравнял Ашкелон с землей и порт закрыл. Чтобы неповадно было.

Перейдем к национальному парку. Национальный парк Ашкелона окружает стена мусульманской эпохи — она была построена в XII веке халифатом Фатимидов. Она была 2200 метров в длину, 50 метров в ширину и 15 метров в высоту. Остатки стен расположены в восточной и южной части национального парка.



Стену начали строить еще в ханаанейскую эпоху, и потом достраивали в римскую и византийскою эпохи. В последнюю было также построено четверо ворот — Морские ворота, ворота Газы, Иерусалимские ворота и Яффские ворота. В северной части парка обнаружили ворота построенные ханаанейцами в 1850 году до н.э, и они считаются самыми древними арочными воротами в мире. Все делают кадр этих ворот — это, как я понимаю, главный вход в парк, но я, как всегда отличился. Есть маршрут вдоль развалин стены вокруг парка, и именно по нему я и пошел, пропустив тем самым некоторое количество достопримечательностей, которые потом из-за жары и нехватки времени (передо до мной стояла цель обойти за полдня весь Ашкелон пешком) так и не досмотрел. В том числе не посмотрел я и на Ханаанейские ворота. Что-ж, будет причина вернуться. А пока предлагаю вид на останки римской базилики.



Базилику, размером 110 метров в длину и 35 в ширину обнаружил в 1920 году британский археолог Джон Гарстанг. Сам он думал, что речь идет об одном здании — булевтерии, построенном в I веке, однако позднее ученые определили, что речь идет о комплексе сооружений, и кроме базилики, построенной Иродом Великим (и потому названной Иродианской), тут есть и небольшой одеон эпохи династии Северов (начало III века). Когда-то тут активно копали, а в наши дни, похоже, все былью поросло.

Возле базилики мы видим полукруглый зал, где теперь можно наблюдать всякие археологические артефакты — колонны, капители и прочее.



Якобы здесь есть и статуя Ники на земном шаре, который держит Атлас, и статуя Изиды изображенной в виде Тихе — богиня Фортуны, покровительницы Ашкелона. Тихе была также покровительницей Гиппоса — http://lorien22.livejournal.com/291253.html, и ее изображения можно встретить в Шоаме — http://lorien22.livejournal.com/280174.html, и в музее Израиля, но местную я пропустил, опять-таки из-за уже упомянутой жары. В общем национальный парк (первый в Израиле, кстати) был явно осмотрен мною не наилучшим образом.





В восточной части парка можно найти останки церкви Св. Марии V века, построенной также в форме базилики. Ее я тоже пропустил, хоть она и находится у самого входа в парк, но могу утешиться тем, что хотя бы не я ее разрушил — тут постаралсь толпа разъяренных евреев и мусульман в 938 году (можно удивиться такому неожиданному в наши дни союзу, но в те времена дружба враждебных ныне сторон отнюдь не была чем-то из ряда вон выходящим явлением). Крестоносцы восстановили церковь в 1153 году, однако будущие века не были к ней особо милостливы. Хотя по сравнению с другими достопримечательностями в Ашкелоне, все еще не так плохо.



К слову, первые археологические раскопки в Ашкелоне провела в 1815 году леди Эстер Люси Стенхоуп — британская светская львица, авантюристка, путешественница по Ближнему Востоку, археолог и Королева Пальмиры, как ее окрестили местные бедуины. Эстер нашла в архивах у себя на родине средневековую итальянскую рукопись, в которой рассказывалось о «большом кладе золотых монет, якобы спрятанного под руинами ашкелонской мечети». Она уговорила османские власти разрешить раскопки — под присмотром самого губернатора Яффо. Через несколько дней раскопок фундамент здания, сначала бывшего языческим храмом, потом превращенного в церковь, а потом таки в мечеть, удалось обнаружить, но никакого золота найдено не было. Экспедиция раскопала фрагменты мраморных колонн, коринфскую капитель, фаянсовый сосуд и две маленькие глиняные чаши. Главной находкой стала безголовая античная мраморная статая высотой в семь футов, которую Эстер разбила, а потом выкинула в море. Мнения о том, почему она так поступила, разделяются — некоторые предполагают, что светская леди верила, что золото может находится внутри статуи, другие считают, что она опасалась преследований со стороны турецких властей, и таким образом решила доказать, что не искала в Ашкелоне древности, а только золото.



Археологическая экспедиция Эстер, к которой большинство в наши относятся как к «курьезу», тем не менее считается исторической — это были первые раскопки на Святой земле. Ну а если суммировать насчет парка — не понятно, почему он настолько не популярен, особенно учитывая тот факт, что в мире, как утверждают эксперты, есть всего два похожих места (археологических парков на берегу моря) — наша Кейсария и Тулум в Мексике. Посещаемость составляет всего 200 тысяч человек в год (и большинство, похоже приезжает сюда явно из-за близости к пляжу и возможности на ночь установить палатку), и это очень жаль.

Выходим к пляжу — перед нами макам Эль-Хидр, и отправляемся дальше к очень любопытному месту, которое я бы никогда не нашел, если бы не знал о нем заранее.



Перед нами две уникальные гробницы римской эпохи (III век). Одна из них называется «Разрисованная гробница» (Ха-Кевер ха-Мецуяр) и украшена (по слухам) потрясающими фресками с изображением двух нимф с венками лотоса на головах, сидящих на берегу реки. Рядом с ними пьют воду бык и журавль, в реке плавают рыбы и видны различные водяные растения. На потолке гробницы изображена богиня земли Деметра между гроздей винограда. На восточной стене изображены подростки, работающие в винограднике. Увы, гробница заперта наглухо, и все попытки не что пролезть, но даже просунуть в отверстие фотоаппарат пошли прахом.

Разрисованная гробница также имеет подземную выпуклую комнату и в ней четыре погребальные арки. Рядом была обнаружена еще одна гробница, в которую полностью перенесли третью гробницу, обнаруженную в четырех километрах (улица Эли ха-Коэн). Эта гробница открыта, однако в ней фотографировать особо нечего.



К сожалению, как мы видим, холм, на котором находится гробницы, сильно поврежден ведущимся вокруг активным строительством — напротив возводят какой-то уродливый небоскреб, очевидно «фешенебельное жилье», как его называют в наши дни, или очередную гостиницу, а также синагогу (очевидно другого места не нашлось). Вот и получается, что единственная в своем роде гробница в Израиле, подтверждающая, что Ашкелон в римскую эпоху был важным культурным и художественным центром, уцелевшая на протяжении 2000 лет, и пережившая мусульман и крестоносцев, находится на грани полного разрушения, и муниципалитет даже не думает ничего предпринимать по этому поводу. Ведь построить еще один особняк у моря гораздо важнее. Как я понял, последняя гениальная идея чиновников — закопать гробницы обратно, чтобы «спасти их для будущих поколений», и раскопать, когда для этого сложится более благополучная ситуация. То есть никогда.

Гробница шейха Авада, о личности которого ничего не известно (кроме имени очевидно), сооружена из местного камня куркар (песчаник), и в нем три ниши, построенные в два этапа. Длина 19 метров, ширина — 7. Архитектурный стиль и найденная на месте керамика позволяет определить дату гробницы началом мамлюкского периода в Израиле (1260-1516 годы).



Сначала была построена центральная комната, где находится гробница и выемка для молитвы (махраб) в южной стене по направлению к Мекке. Именно эта комната украшена куполом на крыше. Потом были пристроены две идентичные комнаты (Лиуаны) 7 на 7 метров по обеим сторонам центрального зала. Их фасад, не закрытый стеной, направлен на север. Эти комнаты были предназначены для паломников, которые останавливались в них на ночлег.

Архитектура сооружения типичная для мамлюков, которые сооружали святыни на протяжении всего берега Средиземного моря, с целью укрепления западной границы. К северу от гробницы шейха Ауада можно увидеть останки стены, формирующие что-то типа «двора» (15 на 20 метров), который мог быть частью комплекса. Другие исследователи полагают, что эта стена — часть старинной церкви византийской эпохи.

источник