artur_s (artur_s) wrote,
artur_s
artur_s

Categories:

НЕПРОХОДИМАЯ ДИКОСТЬ. В джунглях Индии отыскались женские царства





Девочка народа кхаси, Karolin Klüppel, 2015 год

Три основные племенные народности Мегалайе, штата на северо-востоке Индии, примечательны матриархальной социальной системой, в которой линия семьи прослеживается по стороне матери. Путешественница и гид URS_SONAM рассказывает об индийском штате, где дом, деньги, хозяйство — всё передаётся от матери к дочери, и всеми делами в деревне также управляют женщины.
Кхаси — туземная или племенная народность, большинство представителей которой живёт в штате Мегалайя на северо-востоке Индии, некоторое количество также обитает в соседнем Асcаме и Бангладеш. Сами они называют себя «ки хьнниу треп» что означает «семь хижин» на языке кхаси. Общая численность племени составляет порядка 1,361,100 человек. Родственные им этнические группы — это кхмеры, палаунги, васы, кинь (вьетнамцы), никобарцы и другие мон-кхмеры.

Их язык, кхаси (называемый также кхасия, кхассии, коссяа или кьи) — самый северный австроазиатский язык. Этот язык был по существу устным до прибытия европейских миссионеров. На нём говорят порядка 900,000 человек, живующих в Мегалайе. Многие слова языка кхаси позаимствованы из индоарийских языков, таких как непали, бенгальский и ассамский. Язык кхаси считается одним из лишь немногих существующих на настоящий день диалектов мон-кхмерской семьи языков в Индии.

Кхаси происходят из мон-кхмер группы народов и составляют большинство племенного населения Мегалайи. Они обитают в центральной части плато Племя Джаинтья, по преданиям, пришло из Юго-Восточной Азии, ныне его представители обитают в восточной части плато.

«Наши мужчины крадут, разбойничают, бросают жен с детьми. Нам ничего не достаётся, вот и мы тоже ничего не даем. Беспорядки происходят потому, что мужчины везде чужие: как в доме своей матери, который принадлежит младшей дочери, так и в доме жены, где они лишь в гостях. Проблема в том, что власть не в руках мужчин» — из интервью с лидером мужского движения народа кхаси

Представители племён Кхаси и Джаинтья следуют нормам матриархата, где «Кха Кхаддух» (младшая дочь) наследует всё имущество и выступает в качестве опекуна по отношению к пожилым родителям и не состоящим в браке братьям-сёстрам. Племенные люди Мегалайи, таким образом, являются частью того, что можно назвать самой большой из сохраняющихся в мире матриархальных культур. Как Кхаси, так и Джаинтья особенно любят песни, восхваляющие природу — озёра, водопады, холмы и т.д., — а также выражающие любовь к их земле. Они используют различные музыкальные инструменты: барабаны, дуитары (местную разновидность ситара), а также аналоги гитары, флейты, свирели и цимбал.

Значительное по количеству меньшинству представителей народности кхаси практикует их собственную племенную религию, называемую по-разному: ка ньам кхаси или ка ньам тре (в регионе Джаинтья). Другие религии, которым следуют современные кхаси, — это разные течения христианства и очень незначительный по количеству последователей среди племени ислам.

Семейная линия прослеживается по матери, дети получают её фамилию, а дяди по материнской линии играют значительную роль в жизни клана («кур»), тогда как отцу отводится важная роль в поддержании домашнего хозяйства.



Выбрав будущую супругу, мужчина сообщает о своём выборе родителям. Те обращаются к услугам посредника с тем, чтобы делать приготовления со стороны невесты (после того, как клан мужчины согласится с его выбором). Родители выбранной женщины выясняют в чём состоят её пожелания, и если она согласна, они проверяют чтобы жених был уж наверняка не членом их клана (поскольку кланы кхаси экзогамны, партнёры по браку не могут происходить из одного и того же клана).

«Единственное, что вызывает осуждение в деревне, — это отсутствие дочерей в семье. Семьи, в которых одни мальчики, называют „вымирающими“, потому что у них просто некому передать наследство и некому продолжить род»

В целом мужчины кхаси предпочитают жениться на ненаследницах, потому как это позволяет им создать независимую семью так или иначе защищённую от давления со стороны родни жены. Мужчина кхаси возвращается в свой дом («йинг») после смерти супруги (если она была наследницей). Эти практики являются результатом правил контролирующего наследства и прав на собственность. Такие порядки сами по себе связаны со структурой кланов кхаси.


Восьмилетняя Ибапинтген Кхонджи прячется в москитной сетке.

Большинство времени здешние девочки ведут себя, как настоящие взрослые рассудительные люди. Но в свободное время они превращаются в беззаботных детей, которые резвятся в речке, ловят рыбу и просто веселятся, Karolin Klüppel, 2015 год

Современные мужчины кхаси сыты по горло работой по дому и более того — нахождением в подчинении у тёщ, поскольку от них ожидается проживание в доме матери супруги в сочетании с тихим поведением. Мужчины — слабый пол в Мегалайе, некоторые мужчины кхаси чувствуют, что их мужские качества преуменьшены по сравнению с мужчинами других народов. Они говорят, что у них «нет ответственностей», всё, что им нужно делать — «есть, пить, играть на гитаре и производить детей».

«Это ведь всего лишь вопрос равновесия. В нашей культуре нет понятия доминирование. В то время как в остальном мире только дискутируют о правах женщин, здесь эти права существуют с давних времен. Наши предки знали, что именно женщины делают народ сильным»

Сытые по горло отнесением к слабому полу и дискриминацией, совершаемой на основании вековых традиций, они начали движение, которое может быть названо единственным в мире «мужским феминизмом», освободительным движением, которое имеет порядка 2,000 членов, борющихся за изменения в законах и реорганизацию социальной структуры. Их основным требованием является присвоение детям фамилий отцов.

Холмы кхаси, возможно, больше всего известны местечком Сора (Черапунджи), географически знаменитым тем, что оно является вторым по влажности местом на Земле, а также Шиллонгом, одним из красивейших горных мест Индии. В сущности все холмы кхаси, которые формируют центральную часть Мегалайи, щедро наделены природной красотой. Куда бы вы не отправились, вы будете непрестанно очарованы эффектным шармом штата.

Город Черапунджи (Сора) в холмах кхаси, к югу от столицы Шиллонг, обладает вторым в мире рекордом по количеству дождей за календарный месяц, тогда как деревня Моусинрам неподалёку примечательна самым высоким уровнем годовых осадков.

«Когда младшие дочери (которых здесь называют khadduh) наследуют все имущество семьи, мужья переселяются в дома своих жен, а дети берут фамилию своей матери»

Черапунджи — это калейдоскоп извилистых дорог, пролегающих через бесконечные просторы зелёных полей и лишь исчезающих в облаках тумана; низвергающихся водопадов, которые вливаются в изумрудные озёра далеко внизу, и наследства, которое относится к временам Британского правления. Добавьте к этому погоду с женской логикой: в мгновение ока грозовые облака расходятся чтобы приветствовать солнечный свет.


12-летняя Беслинда Кхонгдуп держит в руках коровьи ноги, из которых кхаси варят суп. Хотя большинство индийцев является индуистами, и коровы для них священны, жители Маулиннонга — христиане и, следовательно, могут есть говядину, Karolin Klüppel, 2015 год

Водопады Нокаликай — одни из самых высоких в Индии (четвёртые по высоте). Вода низвергается с 335 метров. Водопады Нокаликай подпитываются дождевой водой, которая собирается на вершине сравнительно небольшого плато, и относительно теряют мощность во время сухого сезона в декабре-феврале. Под водопадами сформировалось углубление с необычной окрашенной в зелёный водой. Название водопадов (на кхаси означает «прыжок ка ликай») связано с легендой о местной женщине Ликай, которая сошла с ума после трагедии в её семье и сбросилась с утёса рядом с водопадами.


Старшая из трех братьев и сестер, девятилетняя Фида Нонгрум, играет с воздушным шариком в своей спальне. Однажды ее младшая сестра станет главой всей семьи, Karolin Klüppel, 2015 год

И последняя, но не менее важная достопримечательность холмов кхаси — это мосты с живыми корнями. Это — уникальные живые постройки, которыми находчивые представители племени кхаси научились соединять берега над реками, предоставляя живые тропинки или мосты между изолированными деревнями. Этот традиционный способ строительства практикуется уже 500 лет, и необходим потому, что другие материалы не служат долго в столь влажном климате. Мосты с живыми корнями достаточно прочны — они достигают 100 метров в длину и могут выдерживать вес до 50 человек.

источник
Tags: Индия. Феминизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments