artur_s (artur_s) wrote,
artur_s
artur_s

Category:

НАПИТЬСЯ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ОТЛИЧИТЬ ВРАГА ОТ ДРУГА.



Праздник Пурим и ветхозаветные традиции виноделия


Фестиваль вина в Тель-Авиве, MARC ISRAEL SELLEM, 2015 год

Пурим — это праздник в память о спасении евреев от полного истребления во времена царя Артаксеркса, правившего громадной Персидской империей. Советник царя Аман замыслил уничтожить всех евреев и бросал жребий (пур), чтобы узнать наиболее подходящее для этого время. В преддверии праздника DONA_ANNA рассказывает об одной из традиций, связанной с чрезмерным употреблением алкоголя, и об истории виноделия в Израиле и иудейской культуре.

- Почему я решила поговорить и вине и винограде именно перед Пуримом? Да потому что Пурим — это как раз тот праздник, когда еврейская традиция говорит, что человек обязан опьянеть до такой степени, чтобы не отличить проклятого Амана от благословенного Мордехая.

Вино — часть древней еврейской традиции и при этом, евреи очень мало пьющий народ, по сравнению с окружающими, если, конечно не считать мусульман, которым пить просто запрещено.

Я уверена, что те кто приехал в Израиль во взрослом возрасте, согласятся со мной: если «там» мы пили мало на общем фоне, то тут мы пьем существенно больше среднестатистического израильтянина, который, в отличии от нас, гораздо ближе к традиции:) Почему? Да потому что традиция предлагает пить вино весьма часто, но все время напоминает о том, что надо знать меру.


DONA_ANNA, 2015 год

На картине Мане Каца небольшая кидушная рюмка стоит рядом со свитками Торы, семисвечником, главными символами иудаизма, и это не случайно. Любой еврейский праздник начинается и заканчивается с благословения над вином: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы». Множество религизных обрядов, таких, как обрезание, хупа, послетрапезная молитва, встреча и проводы субботы (хавдала) совершаются в сопровождении аналогичного благословения и винопития. В Иерусалимском Храме вино возливалось на алтарь во время жертвоприношений.

Виноград множество раз упоминается в священных еврейских источниках. Виноград — одно из семи растений, вместе с гранатом, инжиром, маслиной, пшеницей, ячменем и финиковой пальмой, которыми Всевышний благословил Землю Израиля.
Есть мнение, что дерево познания добра и зла было виноградным:) Можете себе представить? Это говорило об опасности неограниченного винопития:)

Самым первым пьяницей и одновременно самым первым виноделом был Ноах (Ной). Уже после того, как он вышел из ковчега, он был первым, который посадил виноградник, сделал вино, выпил его и опьянел.

Есть мидраш, который рассказывает что дьявол предложил Ноаху быть компаньоном в посадке винограда. Дьявол зарезал барана, льва, свинью и обезьяну и полил саженцы кровью. К удивлению Ноаха, дьявол сказал: «Перед тем как выпить, человек, как баран, спокойный и тихий. Если человек выпьет немного, то увидит себя героем и львом. Дополнительная выпивка заставит его кататься в грязи, как свинья, а выпив еще он будет неистовствовать, как обезьяна». Может именно поэтому Ноах стал таким любителем животных и построил ковчег, чтобы их спасти?



Еще один пьяница был описан в Торе, это Лот.



Выражение «пьян как Лот» в Талмуде и Галахе говорит о самой последней степени опьянения, когда человек не осознает свои поступки.



Это знаменитые разведчики, те которые принесли гигантскую виноградную гроздь: «И дошли они до долины Эшкол, и срезали там ветвь с одною гроздью винограда, и понесли ее на шесте вдвоем;» (ШЛАХ 14:23). Надо себе представить размер этой грозди...



Кстати, как писал пророк Йешайа (11:6) «И волк будет жить (рядом) с агнцем, и леопард будет лежать с козленком; и телец, и молодой лев, и вол (будут) вместе; и маленький мальчик (будет) водить их». Так это изобразил художник Зеэв Рабан. Обратите внимание на дерево, под которым они все сидят — правда, виноградное «дерево»?:) Ну не анансы же на нем растут?:)



Превосходное вино изготовлялось из винограда Шомрона (Самарии). Славились своими виноградниками горы Эфраима (Ис. 28). В виноградниках Шило сбор винограда сопровождался ежегодными празднествами и танцами (Суд. 21:21).

Пророк Амос (6) критикует богатых и знатных тех времен:
«..(Горе тем), ... (4) тем, которые едят жирных баранов из стада и (тучных) тельцов из стойла, (5) Тем, что бренчат на нэйвэле, думая, что (владеют) инструментом, как Давид. (6) Тем, которые пьют вино чашами, и натираются лучшими маслами...»
Обратите внимание — пьют вино чашами, то есть много.

В более поздние времена, в 1в.д.н.э., вино из Шомрона поставляли к столу царя Ирода, а уж он знал толк в колбасных обрезках вине.

Если убрать столбы электропередач и прочие свидетельства современности, то ровно на этих горах Шомрона, также на террасах, выращивался виноград в глубокой древности.



Монета с изображением грозди винограда. 4 г.д.н.э. — 6 г.н.э. Музей Гехта в Хайфе.



Реконструкция узоров на потолке ворот Хульда, ведших в Второй Храм. Изображение виноградной лозы. Музей Гехта, Хайфа.



О значении вина и винограда в еврейской традиции свидетельствуют монеты, отчеканенные Бар-Кохбой в ознаменование своих побед; на них изображены грозди винограда...

Талмудические авторитеты считали, что употребление вина в умеренном количестве возбуждает аппетит и полезно для здоровья (Брахот 35б). Особенно полезно для пищеварения выдержанное вино (Брахот 51а).



Знаменитый синагогальный ковчег из цфатской синагоги Ари Ашкенази

Из галута с любовью...



В оформлении старинных деревянных синагог Галиции можно увидеть изображение винограда.

Эта история произошла в маленьком местечке в Литве, в 19 веке. Там жил еврей Иосиф, хозяин постоялого двора, религиозный человек, усердно учивший Тору, уважаемый человек в еврейской общине. Это были те времена, когда евреи обязаны были жить только в черте оседлости, но и могли заниматься ограниченным количеством видов деятельности, например могли спаивать окружающие народы, т.е. заниматься продажей алкоголя...

Постоялый двор Иосифа пользовался известностью, как среди богатых людей, так и среди местных разбойников. Все приходили туда выпить рюмку водки, и съесть какое-то блюдо из подаваемых у Иосифа. Иосиф тяжело трудился и хорошо зарабатывал, и у него было достаточно времени на изучение Торы.

Полк русской армии возвращался после подавления Польского восстания (1830) и остановился в местечке. Русский полковник только и мечтал о том, чтобы выпить рюмку хорошего вина... Но где, думал он, можно достать бутылку вина в таком захолустье? Местные жители сказали ему, что хорошее вино есть на постоялом дворе у Иосифа и полковник отправил туда своего адъютанта. Через некоторое время адъютант вернулся с пустыми руками. Он принялся извиняться перед полковником и объяснять, что еврей отказался что-либо ему продавать, так как сегодня суббота. Полковник страшно разозлился и отправил двух солдат с приказом еврею, что если жизнь ему дорога, он должен продать вино, иначе будет хуже. Через некоторое время вернулись эти два солдата без вина, но с огромной связкой ключей. «Что случилось?» грозно спросил полковник. «Еврей сказал, что ему запрещено продавать вино в субботу, но он отдал нам все свои ключи от склада вина и сказал, что там полковник можете взять вина сколько хочет. Но продать он не может, нет». Гнев офицера прошел, и его место заняло удивление. Он подумал о том, какой странный этот еврей, не может продать бутылку, и готов отдать бесплатно целый склад вина. Откуда у еврея такая наглость, вернее такая смелость?

Полковник был так удивлен, что отправился к Иосифу, чтобы посмотреть на него своими глазами. Вошел в дом и замер на пороге. Все выглядело празднично, горели свечи, на столе стояло праздничное угощение. Вся семья Иосифа в праздничной одежде сидели вокруг стола. Иосиф приветствовал полковника и пригласил его к столу.

На полковника произвело впечатление все что он увидел, он же никогда не был дома ни у одного еврея. Тем не менее, он хотел выяснить, почему еврей отказался продать вино ему, полковнику царской армии. Что мог Иосиф на это ответить? «Всевышний запретил нам торговать в субботу, но я счастлив принять вас у себя в качестве гостя. Какое вино вы желаете? Буду счастлив предложить любое, но не как покупателю, а как гостю».

Полковник был поражен, когда услышал такие слова еврея, который говорил тихо и красиво. Он принял приглашение, сел с евреями за стол и ел с ними вкусную еду субботы, и фаршированную рыбу, и паштет, и жареную курицу. Все самое лучшее, и в завершении ужина — прекрасное старое вино.



Подвеска на бутылку, позолоченное серебро, 19в., Музей Эрец-Исраэль

Перед отъездом полковник опять пытался дать Иосифу деньги, но Иосиф решительно отказался. «Мы договорились, что вы были моим гостем, а не клиентом», настаивал он. Полковник достал маленький блокнот и записал имя Иосифа для памяти, пожал ему руку.

Прошло несколько лет, и однажды на пороге дома Иосифа появилась группа полицейских и арестовала Иосифа. Его отвезли в тюрьму, и обвинили в том, что в его постоялом дворе собирались преступники и он им помогал. Иосифу угрожала смертная казнь.

Сидит Иосиф в тюрьме и читает псалмы... Вдруг открывается дверь его камеры и на пороге стоит генерал, начальник всех тюрем. Генерал посмотрел на Иосифа и спросил: «Дорогой друг, что ты тут делаешь?» Это был тот самый офицер, который как-то провел с Иосифом канун субботы. Просто за прошедшее время он дослужился до генерала... «Я не знаю сам, что я тут делаю», грустно сказал Иосиф, «но одну вещь я могу сказать точно, я совершенно невиновен». «У меня нет малейшего сомнения в этом, — ответил генерал, — уж я позабочусь, чтобы тебя освободили, я должен тебе за ту замечательную субботу, которую не забуду никогда».

Видите кидушную рюмку? Она совсем небольшая, и так в действительности и было.



Производство вина тогда и сейчас

В качестве примера возьмем хорошо сохранившиеся каменные винодельни в Шомроне (Самарие). Кроме камня здесь ничего не было, и поэтому все просто выдолбливали в камне. Это древнейший способ строительства простейших виноделен, известный в этих краях начиная с 4000г. до нашей эры. В эпоху бронзы, начиная с 3300г. до нашей эры появляются выдолбленные винодельни сложной формы, такая как та, что ниже.В древние времена в Самарии и во всей древней Эрец-Исраэль выращивали виноград в больших количествах, об этом свидетельствует большое число древних виноделен разных конструкций. Производилось не только вино, но и не алкогольный виноградный сок.Вино не только пили, но и использовали в ритуальных целях.Производство вина развивалось в этих местах до 7в. н.э., т.е. до прихода сюда мусульман, которым пить вино запрещено.



В центре, где трава, как я понимаю, стоял пресс. В эту огромную емкость высыпали виноград и давили его ногами. После того, как выдавливали все что можно ногами, остатки перекладывали в пресс и выжимали все, что можно, оставшееся. Давильня специально построена на склоне, чтобы выдавленный сок стекал в выдолбленные емкости ниже, где проходило отстаивание жидкости и брожение.

Экскурсовод Ицик Фишилевич стоит прямо там, где давили виноград. На иврите это называется גת (гат), место где давили виноград ногами для производства вина или виноградного сока.
Благодаря теплому климату этих мест, давильни не нуждались в крышах.



Тут изображен процесс давления винограда, реконструкция в мошаве Яд Ашмона



Вот как была устроена древняя винодельня — реконструкция. В качестве бутылок использовали амфоры.

Например такие, какие можно увидеть в небольшом музее в Шило

А где хранилось вино в таких амфорах? В пещерах. Например таких как в Гиват Айекивим (גבעת היקבים). Природные ли эти пещеры, или выдолбленные, или и то, и другое — не знаю. Подземные хранилища в те времена были ультимативным ответом на этот вопрос.

Во времена использования пещер, в таких хранилищах находились сотни керамических емкостей с вином. В пещерах была постоянная температура 16-18 градусов подходящая для хранения вина.

Чтобы лучше себе представить, как выглядели прессы в те времена, вот перед вами реконструкция пресса из Музея Эрец-Исраэль. В музее пол в бассейне для давления винограда выложен мозаичными камешками. Музейная винодельня относится к более поздним временам, к Византийскому периоду, 5-6вв. н.э.



А это еще одна реконструкция винодельни из мошава Яд Ашмона. Хорошо видны емкости, куда стекал сок и где происходило брожение. За прессом вход в подземное хранилище вина.

Множество древних виноделен было найдено по всей территории Эрец-Исраэль. Начиная с винодельни в северном Тель-Авиве и множество виноделен на юге, в городах Негева, Шивта и Авдат.

А что же теперь? Ясное дело, ногами не давят:) Есть специальные машины, которые имитируют давление винограда ногами. Я не буду показывать весь современный процесс — в любой современной винодельне вам его покажут с удовольствием. Теперь все делают машины. Просто современный процесс не столь увлекателен как старинный:)

Затем вино хранится в деревянных бочках.



А в винодельне Псагот часть производства находится на улице — благо климат позволяет.

Возрождение виноделия в Эрец-Исраэль.

После захвата этих мест Османской империей, продолжавшегося с 1516 по 1917, производство вина здесь, казалось бы, полностью прекратилось. Оказывается, вино здесь все-таки производилось в очень небольших количествах в разных религиозных общинах. В христианских монастырях производили вино для местных нужд и для паломников. Кстати, несмотря на уничтожение мусульманами винного винограда, есть места, где местные винные сорта сохранились. Например в монастыре Cremisan, который находится между Иерусалимом и Бейт-Лехемом. Мы их вино пробовали на Хайфском винно-сырном фестивале.

Также и в еврейской общине. В период Старого ишува в основном производили вино в Старом городе, в Иерусалиме. Более 30 семей делали вино в своих дворах и подвалах и поставляя всей общине. Это, конечно, нельзя назвать производством. Виноград покупали у арабов, особенно ценился виноград из окрестностей Хеврона.

В конце 19 века в Подмандатной Палестине появился барон Эдмон Джеймс Ротшильд, и понеслось...



Одним из больших проектов барона Э.Д. Ротшильда в Палестине было создание хорошо развитого сельского хозяйства. Несмотря на свой подход филантропа к происходящему, барон хорошо понимал, что еврейским поселенцам нужны денежные поступления не только в виде пожертвований. И так как во Франции семейству Ротшильд принадлежали виноградники и винодельни, то он считал, что и в Палестине, будут яблони цвести будут производить вино. Ротшильд пытался не только производить вино, но даже выпускать стеклянные бутылки для вина. Инженером для завода барона был приглашен будущий первый мэр Тель-Авива Меир Дизенгоф. С бутылками не получилось, Дизенгоф оказался без работы и пошел в политику. Но это уже совсем другая история:) А вино получилось, и завод, основанный бароном, работает и производит вино до сих пор.



В 1982г. в память о бароне Э.Д. Ротшильде была выпущена банкнота достоинством 500 шекелей. Обратите внимание на изображение винограда на одной из сторон купюры.



Погрузка винограда на телегу для перевозки в винодельню. 1928 г., фотограф Яков Бен-Дов, выставка «Видим насквозь» в Музее Эрец-Исраэль.



Это, конечно, не производство, а потребление:) Но если не будет потребления, то не будет и производства. Поэтому я решила вам показать эту фотографию, выставленную в Мигдаль Шалом в Тель-Авиве. На фотографие киевские письменники тель-авивская богема в составе: (слева направо) Йохевед Бат-Мириям, Лея Голдберг, Авраам Шлонски, Люба Гольдберг, Исраэль Змора, Моше Липшиц. Кафе Арарат, в 1938г. Обратите внимание на одну бутылку на всю компанию и количества вина в рюмке. Даже богема наша пила крайне мало.



Это работа известного американского художника еврейского происхождения Артура Шика. Лист «Израиль» из серии «Визуальная история наций» (1945-1949). В центре маген давида винограданая гроздь, гроздь у крестьянина — это все таже самая символическая гроздь винограда, принесенная разведчиками из Земли Израиля.

Пару примеров старой рекламы вина:



А этот плакат, рекламирующий вино, наоборот, обращен к женщинам:) И не просто к женщинам, а непосредственно к домашним хозяйкам. А вот и слоган: «Я решила..! На Песах дай мне только напитки Кармель Мизрахи». Чтобы вы не сомневались, где дело происходит внизу подписано: «В бакалейной лавке». Дальше разъяснения от производителя: «Каждый канун Песаха перед домашней хозяйкой стоит вопрос — какие напитки украсят собой праздничный стол и какие напитки подавать гостям в течении всего праздника? Ответ праздничный только один — напитки Кармель Мизрахи». И дальше перечисление напитков, которые сейчас и не производятся, имхо:) Но большое разнообразие продукции фирмы, и вина, и бренди, и водка и вермут:)Теперь это крупнейший израильский производитель вина, фирма "Кармель«основанная еще бароном Ротшильдом. Судя по одежде, дело происходит в 60е годы. И до сих пор в Израиле продажа алкогольных напитков к Песаху имеет существенное значение как для производителей, так и для продавцов вина.



Реклама винодельни Фридман-Тнува. Винодельня Фридман весьма старая, основана в аж в 1889 году в Хайфе (!!). В 1964 была продана Тнуве, а в 1971году уже Тнува от него избавилась. Именно в интервале 1964-1971гг и выпущен этот плакат. После дальнейшего перехода из рук в руки эта винодельня превратилась... в винодельню Баркан, всем нам сейчас известную. Автора плаката определить не смогла.

Забытое вино «Герцль».



Марсель Хесс, известный производитель сосисок и колбас, совместно с известным израильским виноделом Цви Сегалем в начале 80х. выпускал в Израиле кошерное вино «Герцль» (каберне совиньон с добавкой кариньяна). Это были времена, когда с производством вина в Израиле было плохо. На фотографии рассказ Мени Пеэра об этом забытом ныне израильском вине.



Вино «для птиц».



Это один из проектов по инициативе орнитолога, д-ра Йоси Лешема, большого специалиста по пиару птиц. Чтобы финансировать деятельность по охране природы было выпущено вино «Степная пустельга» (בז אדום Falco naumanni) совместно Обществом охраны природы и заводом «Кармель Мизрахи» (сейчас просто «Кармель»).



На сегодняшний день в Израиле неисчислимое количество виноделен. Неисчислимое, потому что открываются, закрываются и перепродаются они с бешеной скоростью:) Тут некоторое количество тех, что я сфотографировала на винных ярмарках. Отечественным производителям вина сложно, рынок наш маленький, пьют у нас мало, традицию производства и пития приходится восстанавливать, но все-таки качество вина улучшается на наших глазах.

Ну и на Пурим напиться, чтобы не отличить Амана от Мордехая!
Как говорится: ле-хаим! («за жизнь!»)


Все иллюстрации и текст - DONA_ANNA, 2015 год

источник
Tags: праздник Пурим
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments