?

Log in

No account? Create an account

"Пабло Пикассо: черпая вдохновение" - Дока. Инженер ваших душ. — ЖЖ

июл. 13, 2016

09:50 am - "Пабло Пикассо: черпая вдохновение"

Previous Entry Поделиться Next Entry



Выставка в иерусалимском Музее Израиля


"Я изображаю предметы так, как я думаю о них, а не так, какими я их вижу". Пабло Пикассо

В иерусалимском Музее Израиля открылась выставка "Пабло Пикассо: черпая вдохновение". На выставке, которая будет работать до 19 ноября, представлено около 300 работ великого художника, большая часть которых находится в коллекции Музея Израиля.







Уникальность выставки заключается в том, что по ней можно проследить почти одержимое стремление Пикассо к постоянному эксперименту и расширению границ – как рисунка, так и сознания.

Работы художника экспонируются в хронологическом порядке – от "голубого" и "розового" периодов до неоклассицизма и сюрреализма. На выставке также впервые представлены израильской публике все 100 рисунков из серии "Сюита Воллара" и 107 работ из серии "Сюита 347".

Помимо работ из коллекции Музея Израиля, на выставке можно увидеть картины Пикассо из Музея современного искусства в Нью-Йорке, Центра искусств королевы Софии в Мадриде и Музея Пикассо в Париже.

"И среди людей больше копий, чем оригиналов"

Не все это знают, но в Музее Израиля хранится огромная коллекция Пикассо – 800 графических работ, большую часть которых подарили музею два мецената. В 1972 году Георг Блох, друг Пикассо, издатель и меценат, дарит Музею Израиля почти 350 графических работ художника, почти все из которых – первые копии каждого издания. В 1977 году Исидор Коэн из Нью-Йорка дарит музею "Сюиту Воллара" – одну из самых значимых графических серий в искусстве XX века.

Куратор выставки и заведующая отделом рисунков и гравюр Музея Израиля Татьяна Сиракович объяснила редакции NEWSru.co.il, что отдел графики – один из самых больших отделов музея, однако у него нет постоянной экспозиции, так как бумагу нельзя выставлять дольше трех месяцев. Поэтому сокровища отдела выставляются всего несколько раз в году, с очень низким освещением, и по частям.

"Кто грустен, тот искренен"

Выставка начинается со знаменитой "Скудной трапезы" 1904 года, которая относится к концу "голубого" периода художника, когда Пикассо находился под сильным влиянием Эль Греко и оплакивал своего друга Карлоса Касахемаса, покончившего с собой из-за несчастной любви.

La Suite des Saltimbanques (1904-1905) – 14 офортов из первой серии графических проектов Пикассо "Акробаты", которая является переходной от "голубого" к "розовому" периоду, показывает закулисную жизнь цирка, столь любимого в то время Пикассо и его богемными друзьями.



"Что нам нужно рисовать? То, что на лице? Или то, что внутри его или за ним?"

"Самая большая революция в искусстве со времен Ренессанса", как часто называют кубизм искусствоведы, началась у Пикассо с африканского периода и с геометризации и абстрактизации своих моделей. В 1908 году Пабло Пикассо и Жорж Брак решают, что картина должна быть не окном в реальность, а концепцией. И чтобы двухмерная картина могла отразить трехмерность объекта, они прибегают не игре светотени, а к геометрии.

"Деконструируя кубик, Пикассо и Брак полностью деконструируют свет, пространство и форму, и рисуют объект с разных точек зрения – как делают скульпторы. Этот шаг к абстракции, а Пикассо по своей натуре не был абстракционистом, поэтому от аналитического кубизма ("Девушка с мандолиной") художник переходит к синтетическому кубизму – к коллажам – с помощью которых пытается себя "собрать" и вернуться в реальность", – рассказывает куратор выставки.

"Если бы некого было любить, я бы влюбился в дверную ручку"

Вопрос о том, влияли ли на творчество Пикассо его многочисленные любови, или же он выбирал женщин, исходя из своего внутреннего состояния, вряд ли адресован искусствоведу. Но так или иначе, одновременно с каждой новой возлюбленной у Пикассо появляются в творчестве новые мотивы.





Женившись на русской балерине Ольге Хохловой, художник на пике своей авангардности уходит в неоклассицизм, и представленная на выставке серия графических работ того периода поражает своими пышущими здоровьем, силой и плодородием женщинами. Без памяти влюбившись в 1927 году в 17-летнюю Мари Терез Вальтер, Пикассо начинает демонизировать ревнивую Ольгу, а потом, мучимый внутренними конфликтами, рождает Минотавра, который становится его alter ego. На выставке представлен самый известный, по словам Татьяны Сиракович, офорт XX века – "Минотавромахия" (1935 год), а в отдельном зале находятся все 107 работ из серии "Сюита Воллара".

Большинство офортов серии, сделанной по заказу парижского коллекционера Амбруаза Воллара, посвящено теме "Мастерская скульптора". Во многих работах прослеживается история Пигмалиона и Галатеи, однако часть работ "Сюиты Воллара" посвящена Минотавру, и в этих работах огромное место занимает тема насилия. Демонизация Ольги сменяется жестоким разоблачением своего alter ego и появлением образа слепого Минотавра.

В 1935 году у Пикассо появляется новая возлюбленная – Дора Маар. Фотограф, художница, подруга сюрреалистов, предстает перед Пикассо в кафе, где развлекается модной в то время игрой в ножечки – вонзая нож в стол между пальцами. Именно отчаянная и нервическая Дора Маар становится прообразом многоликой и плачущей женщины, которая все чаще и чаще появляется в картинах Пикассо. Именно Дорой Маар являются деформированные женщины Пикассо 30-х годов – на фоне зарождающегося фашизма в Европе и гражданской войны в Испании.





1937 год. Пикассо, отчаянный антифранкист, пишет серию из 18 офортов под названием "Мечты и ложь Франко" (серия представлена на выставке). То, что сегодня назвали бы комиксом, размещено всего на двух листах и позже издается необычайно высоким тиражом в 900 экземпляров. Одновременно создается одна из самых известных работ мастера – "Герника".

Художник стареет, а его женщины все моложе и моложе. Юная красавица Франсуа Жило становится музой литографии Пикассо, а в 1955 году, после смерти Ольги, художник женится во второй раз – на Жаклин Рок, которая в течение последующих 17 лет остается единственной моделью Пикассо.

"Живопись – это другой способ ведения дневника"

Отдельный зал посвящен на выставке одному из самых интересных и интенсивных периодов в жизни Пикассо. В 1968 году, в возрасте 87 лет, в течение 7 месяцев Пикассо создает 347 гравюр, получивших название "Сюита 347". Художник ежедневно экспериментирует с техникой и создает подобие дневника, в котором смешиваются фантазия и биографические события. Среди работ – цирковые сюжеты, иллюстрации к пикантному роману "Селестина" Фернандо Рохаса, пародии на Энгра и других художников, эротические мотивы, карикатуры.

"В свои 87 лет Пикассо совершил настоящее чудо, суммировав за 7 месяцев все свое творчество. Создавая эту серию, Пикассо пытался бороться с тем фактом, что люди смертны. И сам бежал от смерти, показывая, что художник не может прожить без творчества и одного дня", – говорит Татьяна Сиракович.

источник