На недавнем Петербургском экономическом форуме профессор Лорен Грэхем из MIT рассуждал, почему мы в России так хорошо умеем изобретать и так плохо — конвертировать идеи в инновации. Он говорил о том, что мы хотим «молоко без коровы»: стремимся к модернизации, но не создаём среду, которая будет способствовать появлению инноваций и их экономической реализации. Одной из характеристик такой среды профессор Грэхем назвал культуру, позволяющую критические высказывания и допускающую независимость.
Услышав эти слова, я сразу подумал об Израиле. Не потому, что израильские коровы занимают первое место в мире по среднегодовому надою молока на душу населения. А потому, что Израиль с его индустрией хай-тека является ярчайшим примером того, что даже в пустыне можно создать инновационную среду и буквально за пару десятилетий стать страной стартапов.
Сегодня на бирже NASDAQ торгуются 500 компаний из Калифорнии, 60 из всей Европы и 78 из Израиля. Российских компаний там всего две.
Я спросил у нескольких друзей и коллег, которые слышали выступление Грэхема, как они его поняли. В ответ я получил знакомое: «Да, у нас в обществе очень задавлено предпринимательство…», «Да, наша правовая система не способствует прозрачности…», «Конечно, у нас же нет никакого доверия между бизнесом и властью…».
Прозрачность прозрачностью. Политика политикой. Но пресловутая среда — это не только государство. Я поймал себя на мысли, что у нас этой «корове» никак не прижиться ещё и потому, что в нас самих, в российском бизнесе, так мало хуцпы. Это слово сложно объяснить людям, не знакомым с ивритом. Но я попробую.
Хуцпа — манера поведения, сочетающая смелость и дерзость, даже наглость. Она базируется на внутренней свободе, позволяет совершать поступки независимо от мнения окружающих и открыто выражать своё недовольство. В повседневной жизни это слово может носить негативный оттенок, но в целом в израильском обществе хуцпа способствует открытому — невзирая на чины — обмену мнениями.
Работая с израильтянами, вы всегда будете точно знать своё положение в компании. В бизнесе они бывают предельно честны и не любят подслащивать пилюлю. Принять это бывает непросто, но такой стиль общения позволяет избежать недопонимания и недомолвок и сильно экономит силы и время. Если израильтяне скажут, что в вас есть хуцпа, они будут иметь в виду, что вы знаете, чего хотите, и не боитесь об этом говорить. Что в вас есть упорство и цепкость. Что вы не опустите руки, пока не добьётесь своего. Если в вас заметили хуцпу, значит, вас приняли за своего.
Хуцпа в израильской армии
В боевых частях ЦАХАЛ никто не отдаёт честь, к старшим по званию обращаются по имени и любой солдат может открыто высказывать своё мнение и спорить с командиром.
Если израильтяне скажут, что в вас есть «хуцпа», они будут иметь в виду, что вы знаете, чего хотите и не боитесь об этом говорить
Мой друг Вадим Шпильман, который прожил в Израиле много лет, а сегодня занимается бизнесом в Москве, рассказывал мне о своей службе в израильском спецназе морской пехоты бригады Гивати: «Я был старшим сержантом небольшого подразделения, состоявшего из 20–30 солдат. Поскольку с иерархией в Израиле не очень, ваш командир может сказать: "Ребята, вот что мы будем делать" — и в ответ услышать: «А почему?» Вот такая хуцпа. Все хотят поговорить о поставленной задаче, подумать. Но в результате каждый относится к ней как к своей и выполняет потому, что это нужно лично ему, а не потому, что приказали. С очень молодого возраста тебя приучают к тому, что нужно добиваться всех целей. Как именно — неважно. В моём подразделении существовала антитеррористическая методология, по которой, если есть задача освободить заложников, которых удерживают в доме, ты должен это сделать любыми способами. Если ты можешь зайти через дверь — хорошо. Не можешь — пробуй через окна. Невозможно — заходи через крышу. Нельзя через крышу — пробивай стены. Но ты должен войти в дом! Этот настрой: ты обязательно должен сделать то, что должен, — культивируется все три года службы в армии. Потом ты уходишь со службы, но эти навыки остаются с тобой на всю жизнь. Ты берёшь их с собой и используешь в бизнесе. Поэтому израильские компании и добиваются таких результатов».
Свободный, часто эмоциональный обмен мнениями, считается в ЦАХАЛ нормальным, естественным процессом. Он допускается и во взводе, проходящем подготовку перед боевой операцией, и в Генштабе. Конечно, после того как решение принято и приказ отдан, все должны ему подчиниться — дисциплина в израильской армии жёсткая. Но до этого момента у каждого есть мандат на то, чтобы постараться повлиять на принимаемое решение. Никто не должен бояться задавать вопросы и высказывать своё мнение. Это способствует росту вовлеченности и командного духа.
Хуцпа в израильском хай-теке
Можно смело утверждать, что хуцпа — один из факторов, сделавших Израиль страной стартапов. Когда каждый имеет право спорить, отстаивать свою точку зрения, ставить под сомнение общепринятые нормы — создаётся идеальная атмосфера для поиска инноваций.
В нашумевшей книге Startup Nation Дан Сенор рассказывает историю о том, как PayPal покупал израильский стартап Fraud Sciences. Президент PayPal Скотт Томас описывал своё первое знакомство с тель-авивским персоналом так: «Я даже начал нервничать. Никогда до этого я не слышал так много неожиданных и нешаблонных вопросов — один за другим. Рядовые сотрудники без стеснений бросали вызов тому, как мы в PayPal работали в течение многих лет до покупки Fraud Sciences. никогда ещё я не видел настолько нелакированного, незапуганного и сфокусированного отношения. Я поймал себя на мысли: "Кто здесь на кого работает? Это мы только что купили их или это они купили нас?"».
Никто не должен бояться задавать вопросы и высказывать свое мнение. Это способствует росту вовлеченности и командного духа
В Startup Nation есть и история о том, как в 2000 году команда израильского офиса Intel практически взяла топ-менеджмент корпорации измором, убеждая заняться новой технологией производства микропроцессоров, которую разработали инженеры компании в Хайфе. Израильтяне много месяцев летали в Калифорнию, где находится штаб-квартира Intel, с данными новых исследований и тестов и сумели-таки изменить направление разработок всей компании. В результате в 2003 году был выпущен процессор Centrino, а немного позже — процессор Pentium Dual-Core. Оба они долго доминировали на мировом рынке и принесли корпорации Intel миллиарды долларов.
Оптимальный уровень хуцпы находится где-то между грубостью и ассертивностью. Будь то заказ пива в ресторане, питч стартапа потенциальному инвестору или желание повлиять на стратегию своей компании. Хуцпа работает, и я убеждён, что нам стоит поучиться этой манере поведения у израильтян.
Как нам научиться хуцпе и нужно ли оно нам
Понятно, что в целом хуцпа не свойственна россиянам. Есть целый ряд наших особенностей, связанных с историей, менталитетом и, как следствие, определённым образом сформировавших нашу управленческую ДНК.
Александр Прохоров в своей книге «Русская модель управления» пишет: «Существовали и до сих пор существуют специальные управленческие процедуры, направленные на поддержание готовности персонала к мобилизации ресурсов на выполнение любого поступившего задания. Простейшей и наиболее распространённой из них является производственное совещание, или обычная планёрка, на которой руководитель вынуждает подчинённых прилюдно демонстрировать свою покорность и заодно выясняет степень готовности каждого выполнять указания сверху». Знакомо, не правда ли? В такой ситуации не до хуцпы.
Но при большом желании научиться хуцпе можно. Попробую предложить два простых правила.
Первое. Начните спонсировать правду. Например, когда ваши сотрудники говорят вам: «Да, Михал Михалыч, вы правы» — допытывайтесь, действительно ли они так думают. Подчёркивайте, что вас беспокоит, что с вами не спорят, и что из компании исчезли все «спорщики и критиканы». Вбросьте фразу: «Возможно, я слишком закрутил гайки» — и посмотрите на реакцию. Скорее всего, вы увидите на лицах признаки когнитивного диссонанса. А это будет означать, что вы не создавали среду, способствующую появлению в компании инициативности.
Второе. Задавайте много вопросов разным сотрудникам. Встретив в лифте рядового служащего отдела продаж, спросите его, что он думает о предложении маркетологов заняться новым продуктом или выйти на новый рынок. Ищите молодых и ярких людей в своём коллективе, которые имеют собственное мнение и не боятся его высказывать. А найдя таких, хольте их и лелейте, инвестируйте в их обучение и развитие.
Важно постоянно напоминать себе, что истина рождается в споре. Если мы не изменим своё поведение, наши команды так и будут кивать головой и говорить: «Да, хороший проект, нужный», вместо того чтобы встать и сказать открыто, что эта фигня никому не нужна, а заниматься стоит другим.
Именно сейчас, когда все мы ищем новые смыслы, нам будет полезно перестать бояться и открыться новому. Тогда, возможно, нам удастся зашить в ДНК следующих поколений российских управленцев поощрение бунтарства и неприятие подхалимства. Получится ли — неизвестно. Одно знаю точно: без этого свою корову нам не вырастить. И молока своего не попить.
источник