artur_s (artur_s) wrote,
artur_s
artur_s

Category:

Дела космические

Автор Никита Исаев

Илон Маск с запуском сверхтяжёлой ракеты Falcon Heavy заставил, наконец, представителей российской космической отрасли скинуть пелену иллюзий, и признать потерю доминирующего положения России на рынке космических перевозок. Это подтвердили специалисты РКК «Энергия» - ведущего производителя космических аппаратов в России.
Достаточно посмотреть на статистику запусков, чтобы понять неопровержимость данного факта.
Но как же хочется верить в лучшее! Ведь космос – чуть ли не единственная надежда, последняя соломинка, за которую хоть как-то мог до недавнего времени уцепиться русский человек, задумываясь о потерянном величии страны, в которой живет, и силе духа ее жителей. Особенно после олимпийского фиаско и спортивного позорного краха. Космическая отрасль с учетом глобальных масштабов и особого значения вполне могла бы стать хорошим подспорьем в латании извечной российской проблемы современности – отсутствия национальной идеи.

Давайте попробуем разобраться, осталось ли еще за что бороться, и есть ли шанс вернуть себе если не былые позиции, то, хотя бы, обеспечить место в числе ведущих стран – покорителей космического пространства? Ведь есть же планы по разработке новых ракет, обещания ответственных лиц, в конце концов...

Из последних новостей: на днях разработчик и производитель ракетных двигателей «Энергомаш» отрапортовал, что в 2018 году поставит в РКЦ «Прогресс» (производитель знаменитых ракет серии «Союз») для перспективной ракеты-носителя Союз-5... нет, не двигатели, а макет двигателя РД-171МВ, который, в свою очередь, является новой версией двигателя, произошедшего от разработки, начавшейся в 1976 году... Так куда же такими темпами катится наша космонавтика, без которой в современном мире можно забыть про лидирующие позиции всего государства?

Мировой тренд понятен: здесь налицо развитие частных космических компаний, создание сверхлёгких и многоразовых ракет, адаптация длительного пребывания человека в космосе.



А отличительная чертой отечественной космонавтики заключается в том, что у нас всё держится на госкорпорации Роскосмос, которая и задачи ставит, и исполняет их, и запусками занимается, и научной космонавтикой не брезгует, но самое главное - деньги из федерального бюджета получает. Раз столько полномочий у корпорации, то и ответственность, логично, лежать должна на ней и кураторах в правительстве.

Начнём сразу с показателей: В 2017 г. госкорпорация «Роскосмос» должна была пополнить федеральный бюджет на 52,27 млрд руб. Реальная цифра оказалась куда скромнее: 9,5 млрд руб., то есть 18,2%. Таким образом, в реальности «Роскосмос» показал худшие результаты среди госкорпораций и госкомпаний, приносящих деньги в бюджет. Это вполне закономерно, если учесть состояние дел в российской космической отрасли в целом.

Из Федеральной космической программы (ФКП) за 2006-2015 годы выбросили 16 проектов по исследованию Солнечной системы. Космические аппараты должны были отправиться к Марсу, Венере, Меркурию, Юпитеру... «Роскосмос» обещал включить эти разработки в следующую ФКП, но этим обещаниям не суждено было сбыться. На ФКП 2016-2025 годов планировали выделить 2 трлн руб., однако впоследствии сумму сократили до 1,4 трлн руб. Больше всего пострадала лунная программа. Отказались и от лунной базы, и от пилотируемого полета к Луне несмотря на то, что о необходимости лунной базы заявлял курирующий отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Зато других планов – громадьё. В начале января 2018 года Центр имени Хруничева (производитель ракет Протон-М, Рокот и Ангара) анонсировал возобновление работ над проектом многоразовой ракеты-носителя «Ангара-1.2» совместно с ОКБ им. Мясищева. Это третья попытка начала разработки многоразовой первой ступени ракеты-носителя. В 2000 году Центр им. Хруничева и НПО «Молния» уже делали попытку разработки многоразового ускорителя «Байкал» для тяжелой ракеты «Ангара». Первая ступень должна была оснащаться выдвижными крыльями и садиться, как самолет, на взлетно-посадочную полосу. Проект был заявлен на авиасалоне «Ле Бурже» в 2001 году, но дальше макета работа не пошла. Вторая попытка создания крылатого блока для «Ангары» была сделана в 2011–2013 годах - проект многоразовой ракетно-космической системы (МРКС), который, в итоге, был остановлен из-за экономической нецелесообразности. Интересно, что «Роскосмос» исключил работу над созданием многоразовой первой ступени ракеты-носителя из Федеральной космической программы на 2016–2025 годы. То есть, из ФКП многоразовость исключили, денег нет, экономической целесообразности переделывать Ангару нет. Но зато есть новые обещания. Так что не стоит удивляться, если скоро услышим от Рогозина, что и у нас делают всё, как у Маска.

Однако даже наличие денег не гарантирует успех, если новые технологии появляются с многолетним опозданием. В этом случае их и новыми то язык не повернется назвать. Скажем так, «почти новые». В то время, когда Илон Маск уже продемонстрировал посадку на двигателях, в России всё ещё изучают идеи 30-35 летней давности - посадку на крыльях (МРКС).

И вообще Ангара войдёт в анналы истории как хрестоматийный пример неэффективного использования средств. После того, как перебрали множество различных вариантов, пришли к довольно здравой идее: семейство ракет на основе универсальных модулей значительно снизило бы стоимость как производства, так и запуска.Однако в итоге стоимость коммерческого запуска тяжелой "Ангары-А5" оказалась порядка 100 млн долларов, это на треть выше, чем у "Протона-М". Это просто подарок для Маска, предлагающего пуски по 62 млн долларов! И демпинговать не надо, и оптимизации особенной не требуется. Миллионы потрачены, а перспективы их использования пока неясны. Известно только, что от строительства пилотируемой "Ангары-А5П" уже отказались в пользу "Союза-5".

В свете этого потраченные 1,63 млрд руб. на разработку ракеты-носителя "Русь-М", которая так и осталась на бумаге, кажутся незначительной суммой. Ракету сверхтяжелого класса для пилотируемых программ планировали запустить в 2018 году. Однако в 2011 году проект уже традиционно был закрыт вследствие нехватки финансирования.

Не жалеют у нас денег и на космодромы. Когда в 2004 году Россия и Казахстан начали проект по строительству в Казахстане космического ракетного комплекса "Байтерек", планировалось, что в 2012 году с нового комплекса поднимется новая ракета - "Ангара". К сожалению, стороны не смогли договориться, и Россия в итоге форсировала строительство космодрома "Восточный". В конце концов две страны, все-таки, пришли к соглашению, но начало строительства "Байтерека" отодвинулось аж на 2021 год. Сухой остаток: «беготня» по космодромам стоила Российской Федерации 300 млрд рублей, таковы расходы на космодром и инфраструктуру к нему. При этом по оценке Счётной палаты Роскосмос завысил стоимость строительства на 20%. Что ж, Рогозин может гордиться и давать мастер-классы коллегам: не каждому удаётся увести 60 млрд рублей на одной стройке.

Раз уж лидерство с запусками уже потеряли, то может стоить поискать другую рыночную нишу? В космической отрасли таковые имеются. Например, транспортировка грузов не с земли на орбиту, а уже в космосе. Подобные разработки тоже есть где-то в глубинах наших космических предприятий. В 2010 году на проект ядерного двигателя для межорбитального буксира и межпланетного космического корабля из бюджета выделили 17 млрд руб. Предполагалось, что в 2015-2018 годах транспортно-энергетический модуль с ядерным двигателем будет готов к летным испытаниям. Сейчас речь идет уже о начале 2020-х годов в лучшем случае. Проект мог бы стать гордостью России: уникальное соединение двух сильнейших отраслей нашей страны – атомной и космической. Мы бы тогда фактически создали новый уникальный рынок, на котором пока нет конкурентов.

Но, история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Тем более, что в случае с космической отраслью, уже «натерпелась». В 2015 году у нас уже должна была быть постоянная станция на Луне, а в 2020-м - начаться там добыча изотопа гелий-3. В том же году должен был начать летать многоразовый корабль «Клиппер», а МКС - превратиться в космопорт международного масштаба. Но вот 2018 год, и «Энергия» робко прогнозирует лунную базу к середине XXI века.

Вернемся к выбору альтернативных ниш. Не меньший интерес представляет и программа доставки космонавтов на орбиту. Сейчас только Россия регулярно запускает космонавтов в космос, но в США готовят сразу два пилотируемых корабля, Китай уже отправлял своих космонавтов пускай на небольшую, но, всё-таки, собственную орбитальную станцию. Монополия стремительно теряется, но это не помогает собраться с мыслями ни Рогозину, ни главе Роскосмоса Комарову. Пока они создали лишь хаос: начали было разработку нового пилотируемого корабля «Федерация» в расчёте на лунную программу, теперь уже хотят «Федерацией» заменить «Союзы», летающие к МКС. Но сначала «Федерация» должна была лететь на Ангаре, теперь её переделывают под «Союз-5», которого пока ещё вообще не существует... Всего на этот проект до 2025 года планируют потратить 52 млрд рублей. В итоге за эти деньги получим (если вообще получим) лунный корабль без лунной программы, в который будет некого сажать, ведь все иностранцы к тому моменту пересядут в свои корабли.

Вместо того, чтобы попытаться вернуть себе лидерство в международной космической гонке, развивать отрасль, у нас ставят задачу-максимум удержать количество космических аппаратов на «минимально необходимом» уровне. И особенно карикатурно на фоне успеха Маска с запуском Tesla выглядит заявление российских чиновником о запуске робота Федора на корабле «Федерация» в 2022 году…

Отечественная космонавтика скукожилась до очень простого алгоритма: Рогозин или кто-то из руководителей ведущих космических предприятий делает громкое заявление, потом рисуется картинка с новым перспективным проектом, выбивается под это дело бюджет, создаётся видимость бурной деятельности, деньги кончаются, проект сворачивается. И так далее по кругу.

Может уже стоит нашу космонавтику в ее нынешнем виде вместе с Роскосмосом пристрелить, как загнанную лошадь, чтоб не мучилась? Очевидно же, что отрасль нуждается в переформатировании, нужны эффективные частные компании. Ни одно направление не будет эффективным без конкуренции. Не можем с Маском конкурировать – так хотя бы внутри страны нужно обустроить конкурентную среду. И вот тогда пусть компании тратят сколько угодно на разработки: необходимость получать прибыль подстегнёт их доводить проекты до конца.

Государство, безусловно, должно продолжать вкладывать деньги в космонавтику. Только нужно соблюдать и контролировать соблюдение принципа возвратности инвестиций. А то уже даже частная компания из Новой Зеландии разработала и запустила собственную сверхлёгкую ракету, нашпигованную передовыми решениями. А мы только гордо вспоминаем наше великое прошлое и спамим друг другу в сетях невеселыми мемами с красноречивым обращением к Гагарину «прости нас, Юра!». Стыдно...

источник
Tags: космос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments