Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

я

ДВЕ ЖИЗНИ, ДВЕ СМЕРТИ ИСААКА ИТКИНДА...



ЭДУАРД ТОПОЛЬ



В 1967 году в подмосковном Доме творчества кинематографистов «Болшево» молодой режиссер-документалист из Казахстана Арарат Машанов показывал столичным мэтрам кинематографа свой 20-минутный документальный фильм «Прикосновение к вечности» — о знаменитом в тридцатые годы скульпторе Исааке Иткинде, пережившем свою официальную смерть.

На экране коренастый, полутораметрового роста, 96-летний, с огромной седой бородой старичок, похожий на Саваофа или рождественского гнома, деловито расхаживал среди огромных деревянных и гипсовых скульптур, работал по ним резцом, и глаза его блестели живым, молодым озорством. А диктор рассказывал в это время, что Исаак Иткинд был в тридцатые годы знаменит вровень с Шагалом, Эрьзей и Коненковым и что скульптуры Иткинда стоят в музеях Франции, Западной Германии, США и… в кладовых-запасниках Русского музея в Ленинграде и Пушкинского музея в Москве.



При этом кинокамера перекочевала в музейный запасник, и тут возникла самая впечатляющая деталь этого фильма. Мы увидели двухметровую деревянную скульптуру Александра Пушкина — это был юный, тонкий, стройный, вдохновенный и, я бы сказал, сияющий Саша Пушкин на взлете своего гения. Вся скульптура была — порыв, свежесть, жизнь, поэзия. А ниже, на постаменте, камера на секунду остановилась на короткой надписи: «Скульптор Исаак Иткинд. 1871–1938». И — все. Диктор не сказал ни слова. Камера мягко ушла с этой надписи и снова показала нам жизнь Иткинда в Алма-Ате, но дальше уже весь фильм был освещен для нас смыслом этой короткой надписи: для всех музеев мира жизнь гениального скульптора Исаака Иткинда оборвалась в сталинских лагерях в 1938 году.

Спустя несколько месяцев я оказался в Алма-Ате в журналистской командировке. Красивый, как Вена, «город яблок» расположен неподалеку от китайской границы и окружен снежными пиками Памирских гор. Половина населения — казахи, вторая половина — русские, и огромное количество смешанных браков, от этого смешения на улицах полным-полно удивительно красивых девушек — с белой кожей и чуть раскосыми черными глазами…

В Союзе казахских художников мне сказали, что Иткинд болен, простужен и живет у черта на рогах — на окраине Алма-Аты в квартире без телефона. Но, глянув на мои «корочки» «Комсомольской правды», молоденькая секретарша Союза Наденька согласилась отвезти меня к нему. И вот уже такси катит в заснеженные алма-атинские «Черемушки» — жилой массив из шестиэтажных блочных «хрущоб», наспех построенных в эпоху борьбы Хрущева с катастрофическим жилищным кризисом в СССР.

Collapse )
я

Клодт Петр Карлович. Mесть, отлитая в бронзе




Клодт Петр Карлович - был великим мастером в создании скульптурных образов.
А лошади ему удавались, ах, как хорошо!
1832 год.
Скульптор получает правительственный заказ на изготовление в полном размере скульптурной группы в Санкт-Петербурге.



Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
С каждым памятником связаны свои легенды и тайны. Есть такая тайна и у Клодтовских коней.
Приоткроем завесу?
Ну, слушайте.


Фото из Интернета

Небольшое отступление о нашем, о девичьем

О любви.

В русской жизни много светлых образов прекрасных женщин : жен, матерей.

Они не совершили ничего героического. Просто своим присутствием в жизни наполняли ее любовью и лаской, хранили драгоценное тепло семьи и верность.

Свято любимые и свято любящие.
Эти ценности вечны. Пронести это уважение, терпимость и любовь через года - бесценно, согласитесь.
Не все в жизни можно понять головой, многое можно и нужно понимать сердцем.

И чувствовать. И верить.
А жизнь - такая штука, что не знаешь, где найдешь, где потеряешь..

История любви барона Петра Карловича Клодта уперлась в деньги.
Он был влюблен в дочь ректора Императорской Академии художеств Ивана Петровича Мартоса, автора статуи Иоанна Крестителя на портике Казанского собора в СПб, памятника Минину и Пожарскому в Москве и др..

Collapse )
я

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена





К прочтению своего опус магнум Гоген сам выдал ключи. Потом собрал рюкзак, положил в него сверхдозу мышьяка и пошел в горы помирать. Самоубийства не получилось, а у искусствоведов в руках оказалась расшифровка, выданная человеком в пограничном состоянии сознания. ЖУРНАЛ ЖЖ традиционно предлагает свою версию, с наглой поправкой на психическое расстройство художника.
«Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие, и что я уже никогда не смогу создать что-то лучше, или хотя бы подобное» — написал художник в 1987 году своему арт-дилеру Джорджу де Монфрейду прежде чем заблевать всё вокруг себя на живописной таитянской лужайке. И остаться в живых ещё на 6 долгих лет.

Художник также выдал указание рассматривать работу слева направо, чтобы поочерёдно знакомиться с тремя группами образов, символизирующих само начало и биение жизни, затем унылую, бесконечно тянущуюся взрослую повседневность и, наконец, пленительную, избавляющую смерть. Рассмотрим работу, посмев обойти наказ типичного суицидника, и начав с конца.


Коллаж ЖУРНАЛА ЖЖ, 2016

Почему вам будет легко понять Гогена?

— Ну, во-первых, потому, что у вас сейчас наверняка плохое настроение с элементами отчаяния, а картина про смерть, она тёмная и полна боли и печали. Закончив её, Гоген хотел умереть — идеально;

— Гогена вообще проще воспринимать чисто технически — современнику, выращенному на 3D-фильмах, телефонах со встроенными фотокамерами и тотально высоком разрешении реальности пост-импрессиониста Гогена видно лучше, чем его предшественников-имепрессионистов с их крупным зерном и раздражающе хаотичными мазками;

— Гоген — дауншифтер, бежавший в глушь, потому что он якобы презирал арт-тусовку своего времени, и вообще, мол, придумал жанр, в котором, сперва единолично, выступал чтобы всех позлить. Тусовку он попросту боялся, как боялся всех людей, так как имел большие проблемы с формальным общением, приходил в ярость от внутрецеховых смолл-токов, и лез на стену от необходимости светить лицом. Ведь любой карьерный успех в большей степени связан прежде всего с тем, сколько ты натусовал, а не как классно написал — так было и так будет. При этом Гогена настолько волновало то, что эти самые люди о нём думают, что бежать художник предпочёл под высоким предлогом духовного путешествия, и так лично никого и не послал туда, куда задумывал.

В общем, есть от чего помучиться и типичному биполярщику и просто рефлексирующему элементу, у которого как-то не наворачиваются слёзы радости от акта распития шампанского с как бы интересными людьми и причастности к мировому арт-процессу.

Collapse )
я

Жуткие скульптуры в парке индийской культуры в Ирландии



В 1989 году после путешествия в Индию ирландец Victor Langheld решил создать в своей стране парк скульптур, который будет вдохновлять посетителей на духовное просвещение. Его необычные видения отобразились в работах, которые он заказал индийским мастерам в Махабалипурам.



Источник: www.hellou.co.uk

Ирландия ассоциируется у простого обывателя, как правило, с гномами, клеверами, эльфами. Но в парке индийских скульптур Victoria’s Way вы не встретите ничего подобного.



Все скульптуры выполнены из гранита, а высота их колеблется от 1,5 до 4,9 метров. А на создания полной коллекции скульптур ушло около 20 лет.





Collapse )
я

10 революционных идей Леонардо да Винчи



Леонардо да Винчи жил на рубеже XV и XVI веков, но такое ощущение, что он прилетел туда из будущего. Многие его открытия, изобретения и идеи очень трудно объяснить иначе. Тем не менее есть десятка основных идей и концепций, без которых наш сегодняшний мир был бы другим.





Витрувианский человек. Леонардо да Винчи разработал свою концепцию идеального телосложения на основе пропорций, предложенных римским архитектором и механиком Витрувием. У сердитого мужчины, изображенного да Винчи, сейчас есть повод для радости: это один из самых узнаваемых в мире эскизов.



Геохронология. Большинство современников да Винчи считали, что окаменелые моллюски в горах оказались там из-за Великого потопа. Итальянский художник и изобретатель думал иначе. Именно ему первому пришла в голову идея о движении тектонических плит.



Самодвижущаяся повозка. Конечно, это не Ferrari, но для эпохи да Винчи конструкция этой повозки была поистине революционной. Деревянный «автомобиль» двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. В 2004 году ученые в одном из музеев Флоренции создали точную копию повозки и обнаружили, что она действительно едет так, как задумал изобретатель.



Collapse )
я

Опасные свойства картин ОЧЕНЬ ЛЮБОПЫТНО !!!!!!




1. Недавно эта тщательно скрываемая информация все-таки просочилась в
СМИ: сразу трое голливудских актеров почти одновременно перечислили на
счет некоего Роберта Винча крупные суммы.
Зачем?



Уноси готовенького!

Примерно 30 лет назад малоизвестный американский художник Роберт Винч
(по манере письма напоминающий нашего Шилова) написал портрет одной
семейной пары. Заказчики остались довольны и повесили его в своей
гостиной. А через полгода погибли в автомобильной аварии. Что ж, с
кем, как говорится, не бывает. Затем случились смерти еще нескольких
человек, на первый взгляд никак друг с другом не связанных. Пока
случайно не обнаружилось, что в разное время портреты этих людей писал
тот самый Роберт Винч. Он вообще оказался весьма
плодовитым (опять напрашивается параллель с Шиловым). Когда
журналисты взялись за изучение странных совпадений, то обнаружили:
около 60% тех, с кого Винч писал портреты, умерли не своей смертью.
История получила огласку, от услуг Винча начали бежать как черт от
ладана, а сам он очутился на грани нищеты. И тогда художник взялся за
шантаж: предлагал богатым людям написать их портрет. Те вежливо
отказывались. Это Винча не останавливало: он создавал по памяти и
высылал адресату. Случалось, герой портрета скоро оказывался на том
свете. И тогда Роберту Винчу стали платить за... ненаписанные
картины. По слухам, уже десяток лет Голливуд в складчину обеспечивает
шантажисту приличный образ жизни. Долгое время об этом никто не знал,
пока недавно Бредли Купер, известный сериальный актер, при заполнении
налоговой декларации не смог объяснить, куда делись триста тысяч
долларов. Под давлением прессы пришлось признаться: деньги переданы
Роберту Винчу за то, чтобы он не писал его портрета. А через несколько
дней об этом же заявили еще несколько актеров. Словом,
в ближайшие месяцы Голливуд ждут интересные события. Сколько еще
знаменитостей замешано в такого рода "взяточничестве" - одному Богу
известно. Ну, и Роберту Винчу, естественно.

2. О ком плачет мальчик?

Да, картины нередко становятся виновниками странных событий.
Например, знаменитая репродукция (репродукция, а не само полотно!) с
картины испанского художника Джованни Браголина "Плачущий мальчик"
подожгла не один десяток домов на севере Англии в середине 80-х годов
XX века. В те годы "Мальчик" неожиданно приобрел популярность. Одна
полиграфическая компания на хорошей бумаге напечатала репродукции,
которые мгновенно разошлись.

Collapse )
я

БОЛЬШЕ АДА. Кого искать на иллюстрации Боттичелли к «Божественной комедии»




За основу иллюстрации взят кадр из телефильма De Goddelijke Komedie van Dante en Inferno van Dan Brown, 2013

Спускаемся в глубины дантовского ада и делаем обзор привычек и развлечений его обитателей.
Итак, чем заняться в аду Боттичелли?
Художник Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1440–1510) известен прежде всего лучезарными портретами неопознанных молодых людей, очень напоминающими современные модельные тесты, а уже потом тяжеловесными полотнами на религиозную тему. На одной из таких картин Боттичелли изобразил структуру ада Данте. Попробуем бегло осмотреться в этом детальном универсуме не прибегая к искусствоведческой зауми.


Художник закончил эту работу в 1480 году. В настоящий момент она хранится в Ватиканской библиотеке

Почему вам будет легко понять Боттичелли

1. «Ад» был создан в качестве покаяния, но не в высоком смысле. Вообще-то художник имел весёлый нрав, ему больше всего нравилось писать красивых девочек и мальчиков. Но именно в глубоком аду оказался Боттичелли, потратив все деньги, заработанные на службе у Папы Римского, на излишества и поверхностные увлечения. Пришлось вернуться домой, читать Данте, много думать.

2. Картина стала особенно популярной уже в XXI веке, когда попсовый беллетрист Дэн Браун сделал «Ад» шифром в своём очередном бестселлере про древние шифры «Инферно». Так иллюстрация к одной книге стала героем другой.

3. Из всех западных концепций ада именно эта средиземноморская версия ближе всего нашему культурному коду. Здесь, конечно, есть чуждое православному человеку Чистилище, но уже подробно изображены наказания и мучения грешников, чего не было в более ранних версиях, и что не слишком-то выпукло изображено в пустынном и бесконечно унылом мефистофелевском аду. К тому же, форма воронки!

4. Художник уделяет особое внимание наказанию коррумпированных чиновников. Их мучают в восьмом круге неприятные сущности с копьями, которые, кстати, тоже обречены на вечное мучение в этом месте. Здесь все равны: и высокопоставленные бывшие миряне, и, собственно, черти тоже страдают. Просто за то, что они черти.

5. «Ад» Ботичелли — это, по сути, комикс. И его главные персонажи — он сам и поэт Вергилий. Они, нарядные, изображены множество раз, как в мультипликации. Видения их типичны для творческих людей и вообще крутых парней: путешествие начинается со зрелища мучимых бесами душ сутенеров, стукачей, конъюнктурщиков и проституток, барахтающихся в грязи.



Collapse )
я

ДОЛБИТЬСЯ УСПЕХА. Нож, трава и перфоратор как инструменты граффити-художника




Константин Коновалов, 2014-2016 годы

Таинственный Юра расписывается сварочным аппаратом на металлических щитах московского метро. Это вполне традиционная техника граффити, если верить толковому словарю иностранных слов. ЖУРНАЛ ЖЖ вспомнил другие столь же обычные виды уличного искусства.
«Граффити (ит. graffiti < graffito нацарапанный, начерченный). — древние надписи, гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий, стенках сосудов и т. п», — уверяет Л. П. Крысин, автор толкового словаря иностранных слов, вышедшего в 1998 году. Естественно, современное значение слова изменилось, но художников, которые стремятся к традициям немало и в уличном исскустве.

По всей видимости, один из них — Юрий, чьи произведения заметил блогер Константин Коновалов. Первый снимок металлического настила с выжженной подписью Коновалов выложил в Twitter в ноябре 2014 года, второй опубликовал в конце февраля 2016-го.



В руководстве метро Юрия назвали вандалом, признавшись, что не знают, кто он и как умудряется работать сварочным аппаратом в вестибюлях станций. Но Юра не единственный, кто творит необычными техниками и несёт прекрасное в московскую подземку без разрешения властей. Есть и другие.

Расцарапанные окна

Ближе всего и территориально, и технически к выжиганию по металлу — граффити-стиль scratching. Это искусство вырезания узоров на стекле. Его примитивные образцы можно почти ежедневно встретить в общественном транспорте, несмотря на все усилия дептранса по облагораживанию подвижного состава. Но есть и настоящие мастера, такие как Мотив Намёк.


Russian Bomber Style, коллаж Журнала ЖЖ, 2016 год.

Массовое распространение этот стиль получил в 1980-е годы, когда мэрия Нью-Йорка стала бороться с рисунками на вагонах. Каждую ночь все поезда, попорченные графитчиками отправлялись на химобработку. Это обошлось городу в круглую сумму, но «краску» подземка победила. Тогда художники и переключились на стёкла. Как правило узор вырезали бруском для заточки ножей и грубой наждачной бумагой. Использовали и ключи, ножи и другие острые предметы.

Вырезанные глаза

Несколько лет назад практически невозможно было пройти через центр Москвы или Петербурга и не встретить на стене слово «Зачем». Cо временем команда стала писать реже, и из неё начали выходить художники, чтобы делать собственные проекты. Одним из них был Кирилл Кто.


kirillkto1, коллаж Журнала ЖЖ, 2016 год.

Кирилл работает в разных стилях: расклеивает мысли пассажиров метро, оставляет глубокомысленные послания за гаражами, но, наверное, самые интересные работы делает с помощью ножа.

Collapse )
я

Золотое сечение: как это работает



Золотое сечение - это универсальное проявление структурной гармонии. Оно встречается в природе, науке, искусстве – во всем, с чем может соприкоснуться человек. Однажды познакомившись с золотым правилом, человечество больше ему не изменяло.



Определение

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая - ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это соотношение действует в формах пространства и времени.



Древние видели в золотом сечении отражение космического порядка, а Иоганн Кеплер называл его одним из сокровищ геометрии. Современная наука рассматривает золотое сечение как «ассиметричную симметрию», называя его в широком смысле универсальным правилом, отражающим структуру и порядок нашего мироустройства.

История

Представление о золотых пропорциях имели древние египтяне, знали о них и на Руси, но впервые научно золотое сечение объяснил монах Лука Пачоли в книге «Божественная пропорция» (1509), иллюстрации к которой предположительно сделал Леонардо да Винчи. Пачоли усматривал в золотом сечении божественное триединство: малый отрезок олицетворял Сына, большой – Отца, а целое – Святой дух.

Непосредственным образом с правилом золотого сечения связано имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи. В результате решения одной из задач ученый вышел на последовательность чисел, известную сейчас как ряд Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д. На отношение этой последовательности к золотой пропорции обратил внимание Кеплер: «Устроена она так, что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности». Сейчас ряд Фибоначчи - это арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его проявлениях.



Леонардо да Винчи также много времени посвятил изучению особенностей золотого сечения, скорее всего, именно ему принадлежит и сам термин. Его рисунки стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, доказывают, что каждый из полученных при сечении прямоугольников дает соотношения сторон в золотом делении.

Со временем правило золотого сечения превратилось в академическую рутину, и только философ Адольф Цейзинг в 1855 году вернул ему вторую жизнь. Он довел до абсолюта пропорции золотого сечения, сделав их универсальными для всех явлений окружающего мира. Впрочем, его «математическое эстетство» вызывало много критики.

Природа

Collapse )
датышо

Живопись Художественный ликбез



Если видишь на картине



Нарисованы часы,
Но они из пластилина
И висят там как трусы,
Конь и слоник с ножкой длиной
Затерялися вдали,
Обязательно картина
Нарисована Дали.

Если видишь на картине



Нарисован целлюлит,
От которого мужчина
Без оглядки убежит,
Все раздеты и развратны
И как будто банный день
Всем конечно же, понятно:
Это Рубенс, ясен пень!

Если видишь на картине



Много черных томных глаз
Всякий юноша невинный
Смотрит, словно педераст
Женщин нету и в помине,
Только парни правят бал
Обязательно картину
Караваджо написал!

Если видишь на картине



Много разных мужиков,
Лица вытянуты сильно,
Словно сплюснуты с боков,
Все ужасно очень длинны,
Что ни рожа, то овал —
Обязательно картину
Ту Эль Греко написал.

Если видишь на картине



Всё совсем наоборот:
Всё приплюснуто так сильно,
И приземистый народ,
Словно карлики и гномы,
Коренасты и грубы —
Этот почерк нам знакомый
То Веласкеса труды!

Collapse )